19.08.2009 | 12:46

Савелий Мительман: искусство концептуального синтеза

Сегодня в Москве открылась выставка работ Савелия Мительмана "Искусство при свете совести". Его не устраивала простая красота, а также официальная идеологизированная эстетика. Нонконформизм и философские размышления – вот характерные черты творчества мастера. Рассказывают "Новости культуры".

Одинокий музыкант – символ выставки, выбранный не случайно. Художник-одиночка, Савелий Мительман посвятил всю жизнь творчеству. У него не было семьи, его не интересовало мнение коллег, он не входил ни в одну творческую группу. Он делал все, чтобы поссорится с официальным искусством, и его картины изымали оценщики "в штатском".

"Неподчинение существующим стилям в искусстве. Он создал свой стиль, объединенный единым художественным методом. Работы его одна на другую не похожи. Они все разные", – говорит искусствовед Татьяна Суденко.

Сам художник считал, что живопись как художественная дисциплина завершила цикл своего развития с последними всплесками абстракционизма. Свой стиль он называл "концептуальным синтезом". Гражданская позиция была для него важнее, чем художественная составляющая. Главное в его работах – неприятие официальной эстетики.

"То, что делал Савелий, это было обусловлено его совестью, его душой – яркой, беспокойной", – замечает искусствовед Григорий Климовицкий. Именно это обусловило и название выставки – "Искусство при свете совести". Цитата из Марины Цветаевой.

"Он иронист, в самом глубоком смысле этого слова. Глубина, ирония и социальность – три составные, которые орпеделяют его место в истории нонконформизма. Он участвовал в "Бульдозерной выставке", и это говорит о многом. Он был не согласен – в этом было его творческое кредо", – говорит искусствовед Станислав Айдинян.

Он начал рисовать, когда научился говорить. Он был скромным и мягким человеком, который отразил в своих полотнах картину эпохи.