27.06.2012 | 09:39

Большой театр закрывает сезон премьерой оперы Чайковского "Чародейка"

Большой театр показал накануне последнюю премьеру этого сезона – оперу Петра Ильича Чайковского «Чародейка». Если у трех балетов классика на редкость счастливая сценическая судьба, то о десяти его операх такого не скажешь. Как будто по вине злых чар, век всех постановок «Чародейки» оказывался до обидного коротким. Критиковали и ходульный сюжет мелодрамы «а ля рюс», и саму партитуру. И только сейчас некоторые музыковеды заговорили о попытке композитора создать русскую версию «Кармен». Но инициатор премьеры в Большом, дирижер Александр Лазарев и режиссер спектакля Александр Титель обошлись без вольных допущений. Рассказывают «Новости культуры».

Среди тех, кто пришел накануне в театр, немало зрителей, которые ради того, чтобы попасть на эту премьеру, отложили срочные дела, вернулись из отпусков. Большой закрывает сезон в «большом стиле». «Чародейка» – опера забытая, но от этого не менее восхитительная и опасная. Суеверные постановщики обычно таких материалов опасаются. Но в Большом решили рискнуть.

Постановочная команда Большого – творческий триумвират: Маэстро Александр Лазарев, режиссер Александр Титель и художник Валерий Левенталь. Это не первая их совместная работа – в 90-м они поставили тоже не самую тогда популярную «Ночь перед рождеством» и был успех. Перед тем, как подняли занавес «Чародейки» – от режиссера последние наставления оперным исполнителям, и вот теперь после каждой сцены – аплодисменты.

«Здесь захотелось такой спектакль сделать – наивный, в чем-то старый театр, но попытаться в нем быть живыми, современными адекватными людьми», – говорит Александр Титель.

В основе сюжета – древнее нижегородское предание. Перед чарами хозяйки заезжего двора, красавицы Настасьи – мужчины не могут устоять. Любовь, предательство, женская ревность, зависть и месть – трагический финал, почти шекспировские страсти. Материал сложный.

«Я эту партию пел много раз, – рассказывает исполнитель партии Князя Курлятева Валерий Алексеев. – Одна из самых сложных партий в русской опере».

Костюмы и декорации – в соответствии с эпохой. Как признаются исполнители им в таких нарядах комфортно.

«Они создают образ княжны, осанку заставляют держать», – говорит исполнительница партии княгини Евпраксии Романовны Елена Манистина.

«В костюме – как дома, мне близки сапоги, широкая рубаха», – признается исполнитель партии Лукаша Борис Рудак.

«Чародейка» Чайковского – опера, где кипят нешуточные страсти, не раз заканчивалась провалом для постановщиков. Говорили даже о несчастливой судьбе «Чародейки». Чайковский признавался, что никогда ни над одним произведением не работал с таким старанием, как над этой оперой и наступит день, когда Чародейка свое возьмет. И возможно именно этот спектакль раз и навсегда стереотипы сломает, сделает «Чародейку» одной из самых востребованный и популярных опер.

Читайте также: 

На сцене Большого театра – премьера оперы «Чародейка» в постановке Александра Тителя