27.06.2012 | 10:24

В Политехническом музее открылась интерактивная выставка "РеКонструкция шума"

В Политехническом музее теперь можно пошуметь. Здесь открылся уникальный проект «РеКонструкция шума». На выставке посетители могут не только увидеть, как создавались звуки, которые использовались для театральных постановок и кинофильмов в России в первой половине ХХ века, но и принять участие в создании своих шумовых картин. Рассказывают «Новости культуры».

Для полного погружения в звуковую среду нужно прислушаться к фильму «Александр Невский». Когда создавалась эта кинокартина, Сергей Эйзенштейн попросил Владимира Попова, изобретателя шумовых аппаратов, озвучить удары тяжелых мечей, в сценах ледового побоища.

Это была настоящая революция в создании звуковой и пространственной иллюзии. Начиная с 1910-х годов все спектакли Московского художественного театра, где Владимир Попов работал актером, звучали по-новому. Он имел не только актерский и музыкальный дар, но и конструкторский. Попова стали называть автором шумовых симфоний. Аппараты, которые он создавал для театра и кино раскрывали перед зрителем самые разные звуковые пейзажи.

«В истории театра такие аппараты существовали, – рассказывает куратор выставки Константин Дудаков-Кашуро. – Но Попов не только довел их до какого-то совершенства, не только создал большое разнообразие различных типов шумов, того же самого ветра, различные оттенки, но и каждому предмету и явлению он создал аналог звуковой».

Эта выставка – не только попытка воссоздать шумовые аппараты, но и реконструкция исчезающей звуковой среды с многообразным цоканьем конного транспорта, шипением паровых кранов, гулом первых автомобилей и паровозов.

В руках посетителей звуковые аппараты Владимира Попова превращаются из экспонатов в полноценные музыкальные инструменты. Все шумовые приборы расположены по звуковому типу – природному, транспортному, батальному и индустриальному. Здесь все многообразие звуков, начиная от шуршания травы и стрекотания кузнечиков до гула первых российских истребителей.

«Это с одной стороны это историческая ретроспектива и выставка каких-то исторических, старинных театральных машин, с другой стороны – это, конечно, же задумывалось как глобальная звуковая инсталляция из области звуко-скульптуры такой», – говорит куратор выставки Петр Айду.

Владимир Попов добился главного – к шуму стали относиться как к «действующему лицу спектакля». На этой выставке зрителям предлагают подумать над драматургией и создать свою звуковую картину. Многие делают первые эксперименты с близкими каждому звуками природы.

В выставочном зале себя можно ощутить богом-громовержцем, настоящим властителем природных явлений. Например, шум грома создают удары листов железа, ну а звуки нарастающей грозы легко исполнить, если потрясти лист фанеры. А если представить, что в плохую погоду вы оказались не в душном городе, а на морском побережье, то шум прибоя создает аппарат – «Перекат».

Попов написал детальное пояснение к каждому аппарату и придумал для них название. Он трепетно относился к работе со звуком, поэтому не признавал приглашенных музыкантов и отдельных шумовых бригад, считал, что они могут помешать и допускал до работы лишь тех актеров, которые хорошо знали ткань спектакля и чувствовали характер звука.