21.08.2009 | 11:45

Вадим Захаров. "Коллекция художника"

Тридцать лет художник Вадим Захаров собирает уникальную коллекцию современного искусства. Константин Звездочетов, Илья Кабаков, Франциско Инфанте – сегодня их работы выставлены в лучших галереях мира, а в начале 1980-х о московских концептуалистах мало кто знал. Тем не менее, именно на них сделал ставку Захаров. Как складывалось собрание? Какие тайны оно хранит? История одной коллекции – в репортаже "Новостей культуры".

Внешний вид этого механизма не имеет значения. Смысл заключается в действии. В 1979 году концептуалист Виктор Скерсис именно такой увидел юстицию. Чем сильнее тянешь за веревку, тем больнее получается. Теперь эта знаменитая инсталляция – в коллекции художника Вадима Захарова. Он начал собирать работы своих друзей в двадцать лет. Тогда никто не искал выгоды, и было сложно представить, что эти шокирующие полотна и предметы искусства можно будет менять на значительные суммы денег. Московские концептуалисты просто делали друг другу подарки. В редких случаях Вадиму Захарову приходилось отдавать за них столько, сколько находилось в кошельке.

"У меня было сорок пять рублей. Я купил эту, еще половину на ткани и работ шесть-семь на сорок пять рублей. Сейчас это кажется смешным, но это было то время", – говорит коллекционер.

Художник Юрий Альберт в 1983 году создал арт-проект "Я не..." и бесплатно отдал его в коллекцию Захарова. Коммерческий спрос на произведения Альберта появился только после перестройки. Теперь, в системе рыночных отношений, просить о безвозмездной передаче стало неприлично, говорит художник. Но для ближайшего друга он до сих пор делает исключения.

"Эта работа 1996 года, а подарена не так давно. Я Вадиму ее дарил, не помню точно, лет пять назад. Поэтому практика дарения продолжается. Это честь принимать участие в такой коллекции", – замечает художник.

Это собрание никогда не будет продано, пообещал Захаров. Сам принцип создания коллекции не позволяет это сделать. Уникальные работы, собранные уникальным способом, теперь могут быть только подарены. Часть из них художник-коллекционер в ближайшее время передаст в Центр современного искусства.