19.07.2018 | 09:41

В Санкт-Петербурге обнаружили картину, которую, возможно, написал И. Репин

Сенсационная находка в Санкт-Петербурге. В Академию имени Штиглица принесли на реставрацию неизвестную картину. Специалисты установили, что она принадлежит кисти великого русского художника. Кто автор полотна и кто изображен на портрете? О перипетиях этого арт-детектива расскажет Алексей Комаров.

Эту картину, придавленную старым чемоданом, нашли на шкафу. Её вместе с другими произведениями искусства владелец получил в наследство. В каком состоянии была работа хорошо видно вот на этих фотографиях. Их сделал реставратор Андрей Осетров, когда полотно принесли к нему в мастерскую. «По состоянию холста и самой живописи я сразу понял, что это конец 19 века и что это русская живопись - все говорило об этом», - поделился он.

Но вот узнать кто изображен на картине и кто её написал было практически невозможно. Неожиданное открытие сделали уже реставраторы, как только приступили к работе. Когда реставраторы расчистили картину, они увидели вот эту подпись Ильи Репина. 1886 год. В Русском музее есть такой же портрет, но без даты. Поэтому, возможно, что именно эта работа была сделана первой, а уже с нее нарисована та, что хранится в музее.

В Русском музее хранится картина, которая называется «Портрет артиста Самойлова». Её датируют 1902-м годом. Правда, в самом музее не уверены, что эта работа принадлежит кисти Ильи Репина. Искусствоведы не исключают, что в Русском музее хранится картина, написанная Репиным вместе с кем-то из учеников. А найденное полотно и есть тот самый портрет, который художник написал еще при жизни Василия Самойлова - одного из самых ярких представителей известной актерской династии, служившего в Александринском театре.

«Это одна из самых больших актерских династий. 1,5 века, 13 человек, три поколения под фамилией Самойловых играли на русской сцене - оперной и драматической. И в Санкт-Петербурге, и в провинции были чрезвычайно популярны. Илья Ефимович Репин был одним из знакомых Василия Васильевича. Они общались, они переписывались», - рассказала сотрудник Мемориального музея-квартиры династии актеров Самойловых Елена Крючек.

Вполне возможно, что после смерти Василия Васильевича его сын Павел Самойлов, который, кстати, тоже был знаком с художником, попросил Репина написать еще один портрет. И тогда их стало два и оба кисти мастера.

На найденном портрете по-другому выглядит и подпись Репина. Она расположена вдоль поверхности стола. Впрочем, в этом тоже нет ничего удивительного. По словам исследователей, канонической подписи Репина не существует. Она менялась в течение всей жизни художника и очень зависела от его настроения. В тех же «Пенатах» на трех картинах, которые стоят рядом друг с другом, три разных автографа. Андрей Осетров уверен, что на найденном холсте свой автограф оставил именно Репин. «Это микрокракелюр по всей поверхности. Цифры подписи лежат в краске, что свидетельствует о том, что подпись соответствует времени создания картины. Если бы подпись была поставлена позднее, то краска затекла бы в углубления кракелюра. И было бы понятно, что подпись поздняя», - поясняет он.

Во время реставрации Андрей Осетров и его коллеги провели все возможные исследования на базе независимого научно-исследовательского центра экспертиз. Они проанализировали краску и холст, просветили картину в ультрафиолетовом, инфракрасном, рентгеновском спектре. И пришли к выводу, что работа принадлежит кисти Ильи Репина. Впрочем, окончательную точку в этом вопросе может поставить Русский музей. Там уже готовы проверить найденное полотно на подлинность. Правда, сам владелец картины, для которого это открытие стало полной неожиданностью, пока обдумывает такую возможность.

Новости культуры