25.08.2009 | 11:14

Сергей Соловьев: "Каренина попала под поезд лишь однажды, а я – десятки раз"

Кинорежиссер Сергей Соловьев сегодня принимает поздравления с 65-летием.
"Поэт", "психолог", "провокатор" - список характеристик, которыми награждают мастера критики, настолько же разнообразен, насколько многослойно его кино. Соловьев – "наш Кубрик", каждый новый фильм снимающий в новом жанре. Поэзия "Ста дней после детства", бунтарский дух "Ассы", абсурд "Дома под звездным небом" - он может все, но главным объектом его исследования была и остается человеческая душа.
Выход в прокат экранизации "Анны Карениной", над которой Сергей Соловьев работал 15 лет, – одно из самых ожидаемых событий грядущей осени. Тем временем закончен монтаж новой ленты - "Одноклассники". О памяти детства, надеждах на будущее и…нелюбви к дням рождения – юбиляр рассказал "Новостям культуры".

В который раз он рассматривает альбом с фотографиями начала прошлого. Фотография – это любимое хобби Сергея Соловьева, с одним только уточнением – занимается этим режиссер вполне профессионально. Один французский фотограф вдохновил Соловьева на целый фильм. Герои новой ленты должны буквально сойти со страниц альбома.
"Практически я все тут украл из этих фотокарточек. И героев и атмосферу и обстановку, - признается режиссер. – Девочки из очень хороших обеспеченных семей, образованные, интеллигентные, умные. Страшно боятся, что грядущие революции века их минуют".

Бунтарем Соловьев себя не считает, да и сложно с ним не согласится. Это когда-то он вместе с киногероями жаждал перемен, сейчас предпочитает получать удовольствие от любимой профессии. И даже шутит: за такое счастье нельзя деньги получать, надо самому платить.
"Вот я всю жизнь удивляюсь, что, в общем-то, за режиссуру платят какие-то деньги. Потому что если всерьез говорить о профессии, то деньги должен платить ты. Только не ясно, кому. Но что нужно кого-то отблагодарить, что ты всю жизнь этим занят – это ясно", - говорит Сергей Соловьев.

Он решил, что хочет стать режиссером, когда увидел фильм "Летят журавли". До этого Соловьев мечтал стать нахимовцем, спустя годы он подарил эту мечту юному Мите из картины "Черная роза-эмблема печали, красная роза – эмблема любви".

Козинцева в мастерской висел замечательный лозунг – "лучше быть молодым щенком, чем старой райской птицей". Совершенно точно. сейчас я вспоминаю и прихожу в остолбенение от количества идиотизма которое царило в моей голове в так называемые "щенковые" времена", - размышляет режиссер.
Он согласен с тем, что каждый режиссер всю свою жизнь снимает один и тот же фильм. Только вот как определить, какую ленту продолжает снимать Соловьев?

Между культовой "Ассой" и "2-Асса-2" прошло больше двух десятилетий. Появились новые герои, вернулись старые... В чем Соловьеву не откажешь, так это в точном ощущении времени.

Самая долгожданная его работа, наверное, "Анна Каренина". По этому поводу сам режиссер любит говорить: "Каренина попала под поезд лишь однажды, а я – десятки раз". Фильм показали на нескольких фестивалях, но премьеры еще не было. Зато уже совсем скоро выйдет новая картина Соловьева – "Одноклассники": "Одноклассники – он свежий, свежий кинопроект. А его снимал… что-то мне напоминает… где-то что-то такое снимал или видел. Потом вспомнил – елки-палки! Я практически снимаю какую-то версию "100 дней после детства". Но конечно, в абсолютно другой эпохе".

Сергей Соловьев преподает во ВГИКе, возглавляет фестиваль дебютных фильмов, иногда – для души – ставит в театре. И отчаянно не любит дни рождения.

Ко дню рождения режиссера телеканал "Культура" показывает программу "Монолог в четырех частях" (24 – 27 августа, 23:50). Также смотрите на нашем канале фильмы Сергея Соловьева – "Асса" (24 и 25 августа, 00:15) и "Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви" (26 и 27 августа, 00:15).