26.08.2009 | 12:07

Детский портрет в русском искусстве – выставка в Москве

Выставка, которая открылась в столичной галерее Зураба Церетели, называется "Вспоминая детство". Воспоминания охватили почти две сотни лет. Семьдесят детских портретов из костромской коллекции создавались с середины XIX века и до наших дней. Среди авторов – Маковский, Поленов, Кустодиев, Кончаловский, Корин. И прежде, и теперь от художников, рисующих портреты детей, требовался особый талант, способность избежать умиления, сентиментальности, желания сыграть на детской трогательности. Рассказывают "Новости культуры".

Для художников писать портреты детей – все равно что проходить испытание на детекторе лжи. Это своеобразная проба на искренность для самих авторов, ведь дети всегда чувствуют фальшь, да и не умеют позировать. Так что художники вынуждены погрузиться в мир детства, который диктует им свои законы. Вместе с детьми они начинают строить замки на песке, верить, что камушки, найденные на берегу, – это настоящие сокровища.

Вспомнить детство сотрудники Костромского музея решили впервые. На протяжении последних двух столетий в Костроме сложилась своя школа реалистической живописи, близкая к петербургской. Ее основателем считают ученика Ильи Репина – Николая Шлейна.

"Конечно, были художники разных направлений, но реализм не пафосный, а настоящий, сохраняется из года в год, десятилетиями", – говорит куратор выставки Елена Семенова.

Визитной карточкой Костромского музея стали картины Ефима Честнякова – еще одного ученика Репина. Он сумел сохранить наивную манеру письма. Все его картины – это сказка для детей. Без начала и конца.

"Здесь одно из полотен Честнякова. Честняков много занимался с детьми, и у него все посвящено детской теме", – замечает директор Костромского музея-заповедника Наталья Павличкова.

Лишь на портретах-парсунах дети выглядят довольно строго. Начиная со второй половины XIX века художники стали подчеркивать их непосредственность и раскованность.

Современная художница Любовь Белых, чьи работы уже попали в Костромской музей, предпочитает писать детей в движении. Они никогда не позируют для ее картин. Художница предпочитает выбираться с ними на природу и наблюдать за тем, как они общаются между собой. "Они могут играть, что-то делать, читать. Я им не мешаю, не заставляю сидеть и позировать, потому что знаю: они это не любят", – рассказывает она.

Художники не идеализируют детей. Они показывают их погруженными в собственный мир – такой далекий и забытый взрослыми. Мастера живописи заставляют вспомнить, что все мы родом из детства.