27.08.2009 | 11:42

Art-Завод начнет работу на Урале

"Индустрия смыслов" - единственное производство, сохраняющее смысл в условиях постиндустриального общества. Так считают российские художники, исследующие взаимоотношения актуального искусства и промышленного "наследия". Лабораторией стал действующий камвольный комбинат в Екатеринбурге. Сегодня там стартует фестиваль современного искусства "Art-Завод". Один из самых масштабных региональных проектов Государственного центра современного искусства – "Уральские заводы: индустрия смыслов" – должен просветить массового зрителя, прописанного вдали от культурных столиц, а в перспективе привести к появлению Уральской индустриальной биеннале. За тем, как участники фестиваля осваивают новые пространства, наблюдал екатеринбургский корреспондент "Новостей культуры".

Беспрецедентный для Урала фестиваль "Art-Завод" продолжает традицию взаимодействия современного искусства и промышленности. В пустующих цехах камвольного завода разместятся серии интерактивных саунд-арт инсталляций, выставки, будут проходить открытые кино- и видео-показы, а также аудиовизуальные театральные и танцевальные перформансы.
Куратор фестиваля Ксения Федорова рассказывает: "Цель - представить региону потенциал современного искусства, то, что во всем мире делается уже давным-давно. Когда культура, современное искусство обживает промышленные пространства, привносит в них какие то новые смыслы".

Задачи, которые поставили перед собой художники – показать, что лежит в основе производства: трансформация материи в конечный продукт. Художник из Москвы Илья Трушевский задачу воспринял буквально, с учетом места действия. При вольной интерпретации слова "камвольный" родился "ком", который и предстоит "валять". Битум и отходы шерсти нашлись здесь же, на территории завода. В результате появился современной колобок.
"Вот эта смола, она просто скрепляет, чтобы получился такой колобок, есть из остатка хлеба, а этот из остатков шерсти, - рассказывает о своем детище художник. Еще будем много что делать на заводе!"

Внутренняя архитектура камвольного комбината подсказала идею художникам из Санкт-Петербурга Кириллу Потешову и Илье Гапонову.
"Это техника шелкографии, которую активно использовал Энди Уорхолл, - поясняют творцы. – И, собственно, ее популяризировали, она пришла из рекламных технологий и стала средством художественной выразительности. Мы очеловечили структуру здания. Позвоночник – это основная структура, на которой строится человеческий организм. И здесь колонны – это тоже такой архитектурный элемент, на котором строится все здание".

Шерстяная ткань, которую выпускает комбинат, у художника Сергея Леушкина прочно ассоциируется с молью. Прожорливое насекомое дало его проекту имя. В огромном покрывале вырежут дыры, а танцовщицы будут исполнять "танец моли". Впрочем, другие художники, хоть и предпочли производственную тематику отодвинуть на второй план, но от использования средств производства все-таки решили не отказываться. Перформанс екатеринбуржцев Александра Солнечного и Александра Белова "Ржавая река" с руслом из старых бочек будет открывать фестиваль. Калининградец Данил Акимов предлагает зрителям эфемерные материи – свет, звук, запах. Его саунд-проект "Задушевная" разместится в бывшей водонапорной башне: "По моему мнению в таких достаточно старых и запущенных местах должны существовать фантомы, какие-то сущности. Я работаю со звуком и при помощи специальной аудиосистему пытаюсь проявить вот эти сущности".

Проявить свою собственную сущность художники смогут в течение четырех ближайших дней. За это время зритель должен получить возможность непосредственным образом прочувствовать эффекты своего взаимодействия с производственно-культурной средой и ее элементами.