27.08.2009 | 12:10

Черные дыры и белые пятна в истории отечественного кинематографа

27 августа 1919 года был подписан ленинский Декрет о национализации кинематографа. Теперь этот день официально отмечается как День российского кино. "Главное из всех искусств" получило это почетное звание по праву. В начале ХХ века именно синематограф наглядно воплощал квинтэссенцию возможностей человеческого разума. Уникальные материалы тех лет хранит Российский государственный архив кинофотодокументов, в подмосковном Красногорске. Точно расшифрованная черно-белая пленка может устранить черные дыры и белые пятна в истории отечественного кинематографа. Рассказывают "Новости культуры".

"В этом году будет осуществлена впервые передача звукового кино по радио, и скоро совхоз, колхоз, домашняя квартира будут иметь свой киноэкран" – мечты на заре кинематографа. Как только в России появились первые "люди с киноаппаратами", весь мир как будто начал вертеться вокруг этого нового чуда. Создавались экспериментальные заводы, строились кинотеатры, режиссеры и актеры становились всенародными любимцами.

"Незабываемый образ Чапаева создал народный артист Бабочкин. В павильонах этой фабрики Траурберг и Козинцев создавали фильм "Юность Максима". Режиссер Александр Довженко работал над новым фильмом "Аэроград"", – раздавалось со всех экранов страны.

Кинооператоры не знали границ: "Можно же показать все. Буквально все! Льды Арктики, подводный мир или, наоборот, Землю с воздуха... Даже увидеть жизнь под микроскопом".

На волне энтузиазма кинооператоры придумывали все новые и новые приемы. Советские мастера операторского искусства и позже славились своим необычным подходом к работе. Пусть у них было не так много средств, как в Голливуде, зато с фантазией все в порядке. Сергей Урусевский, например, при съемках фильма "Летят журавли" создавал невероятные подвесные лифты и телеги. Пикассо позже назвал каждый кадр этой ленты самостоятельным произведением.

Уже в первые годы встал вопрос: как сохранить все эти уникальные пленки? В 1926 году в Красногорске был создан Архив кинофотодокументов – первый в мире. Там хранятся и восстанавливаются фильмы столетней давности.

Машина "А1" – сотрудники Архива называют ее "Аннушка" – в Архиве больше полвека. Если на пленке есть царапины, плесень, пыль – это к ней.

""Аннушка" – машина уже древняя, собрали ее сотрудники наши своими руками", – рассказывает сотрудник отдела реставрации Российского архива кинофотодокументов Валентина Андреева.

Два года назад у "Аннушки" появилась помощница – машина нового поколения "Клара". По заверениям сотрудников, она делает практически все!

Уникальные кадры фильма 1906 года – Николай Второй открывает заседание в Зимнем дворце. Совсем недавно в Архиве появились возможности отреставрировать нестандартную по размеру, хрупкую пленку столетней давности. Возможно, это была первая российская съемка в помещении.

"Оператор очень медленно крутил ручку – от четырех до восьми кадров в секунду. Хотел хоть что-то запечатлеть в этом полумраке. Тогда техника не позволяла сделать из этого фильм, и его положили на полку", – замечает начальник отдела Российского архива кинофотодокументов Виктор Баталин.

За сто лет эти кадры никто не видел. Процедура реставрации безумно трудоемкая и требует нескольких месяцев. В архиве – больше 20 подобных пленок ждут своей очереди. Быть может, зрителей в начале 21 века еще ждут неожиданные открытия, которые изменят взгляд на историю российского кино.

Читайте также:
Ко Дню российского кино