31.08.2009 | 19:34

Конференция "Словарь войны" состоялась в Москве

Огромный интерес мировой интеллектуальной элиты вызвал уникальный гуманитарный проект "Словарь войны". Его участниками стали более трех десятков исследователей. Среди них – профессиональные военные и журналисты, известные художники, музыканты, актеры и фотографы. Эти люди собрались в Москве, чтобы обсудить аспекты войны: ее природу и влияние на общество. Главной задачей для создателей "Словаря войны" стал поиск способов предотвращения военных конфликтов в мире, прежде всего, образом и словом. О встрече с участниками проекта в центре современного искусства рассказывают "Новости культуры".

Эта конференция кочует из страны в страну. Она уже проводилась в Италии, Германии, Корее, Тайване. Участники, буквально, составляют словарь, выбирая ключевое слово для своего выступления, а затем их выстраивают в алфавитном порядке. Получается война – от "А" до "Я".

"Это разные слова из разных языков, так как войну каждый понимает по-разному. Вот – гармония, а вот – фотография. Можем ли мы доверять подписи и изображению? Это расскажет человек, который снимал в Беслане, Иране", – говорит организатор конференции Ксения Голубович.

Карстен Мейхофф издает толстый журнал в Дании. Печатает статьи, которые отражают альтернативный, неофициальный взгляд на военные ситуации в Ираке, Афганистане, Тайланде. Карстен аметил, что влияние военной информации на психику людей разное, и оно сильно зависит от чисто технического способа подачи – печатная это страница или телеизображение.

"В ходе обеих мировых войн газеты и журналы создавали образ врага, и это им удавалось без препятствий. А вот во время Вьетнама уже появилось телевидение. Люди видели картину воочию и делали выводы сами, на собственных эмоциях", – поясняет издатель.

Конечно, трудно убедить человека, ставшего свидетелем массовой казни и мучительных смертей, что это нужно для блага нации. Но сегодня, отмечает художник Сотириос Бахцетис, военная пропаганда действует исподволь. Мы и не замечаем, как становимся ее невольными распространителями.

"Сегодня в моде подтянутые, хорошо сложенные люди. Они физически сильны и уверены в себе. Они готовы защищать себя и свои идеи – чем это не милитаризация?" – вопрошает художник.

Сотириос назвал свой доклад "Война образов", а вот актер Юки Хигашино выступил в аспекте, казалось бы, мирном – "Гармония". Оказалось, что это тоже тихий омут.

"Звук и его гармония или дисгармония вызывают определенные ассоциации. Скажем, Стравинский стал козырной картой в промо-роликах ЦРУ против Советского Союза, а сейчас композиции группы "Металлика" используют для психологического давления на военнопленных", – рассказывает Юки Хигашино.

Большинство докладов носит чисто аналитический или даже умозрительный характер. Но без документальных свидетельств не обошлось. Зоя Ерошок обнаружила рукописную книгу "Труды и дни" Ольги Михайловны Раницкой. Она составляла во время заключенния в Карлаге.

"В 1941 году она начала эту книжку, рисовала и посвящала сыну. Книга "Труды и дни". Мне сказали, это отсыл к Гесиоду, и она не случайно зашифрована. Там много против тоталитаризма", – рассказывает Зоя.

Те, кто приехал в Москву обсудить проблемы, казалось бы, настолько далекие от благополучия современного города, не питают иллюзий относительно влияния на ситуацию. В конце концов, они только исследователи, которые высказывают свои наблюдения. Однако, как гласит народная мудрость, правильная пуля останавливает солдата, правильная бомба – танк, а правильное слово – войну.