27.06.2012 | 19:37

Кинематографисты обсудили "письмо 61-го"

Несмотря на напряженную фестивальную жизнь, на ММКФ нашли время, чтобы обсудить письмо молодых кинематографистов, направленное Никите Михалкову. Оно уже получило название «письмо 61-го». Речь в нем идет об острых проблемах отечественного кино. Письмо бурно обсуждается в прессе, оценки диаметрально противоположные. Организаторы фестиваля решили за «круглым столом» прояснить позиции. Рассказывают «Новости культуры».

Этот круглый стол на ММКФ прошел вне расписания. Внеочередной и срочный. В Доме кино еще до начала собрались очереди. Журналисты, телекамеры и критики ждали открытия – кто-то к выступлению готовился основательно, кто-то перечитывал само воззвание. В прессе про него уже сказали – «письмо 61-го». Никита Михалков, как только появился, зачитал абзацы: письмо адресовано ему самому.

«В последнее время мы все чаще становимся свидетелями тенденций, наметившихся в наших образовательных и фестивальных структурах, способствующих пропаганде и распространению кинематографисеких произведений, несущих безнравтсвенность и пошлось», – процитировал Михалков.

Письмо, впервые озвученное неделю назад, вызвало споры. В блогах и прессе многие засомневались – а было ли оно вообще? Обсуждали стилистику – как двадцатилетние могут написать «в свете решений пленума», гадали, кто за этим может стоять – самих фамилий под воззванием не было.

«А не подписано оно потому же, почему 40 лет не подписывались люди, недовольные советской властью, странной идеологией. Они боялись подписывать. Сегодня люди, которые хотят делать что-то здоровое, боятся подписывать письмо, потому что в условиях тоталитарной демократии и либеральной диктатуры, которые происходят сегодня, их охватывает ужас, что они станут изгоями только за то, что они не хотят снимать то, что сегодня можно», – пояснил Никита Сергеевич.

Авторы письма – выпускники и студенты ВГИКа, Высших курсов режиссеров и сценаристов, Петербургского университета кино и телевидения – всего 61 человек. В зале можно было увидеть много лиц незнакомых, но с включенными микрофонами. Стало понятно: если не все, то многие авторы здесь. 

«Я, собственно, основную часть письма этого и написал. Если кто хочет посмотреть, то это я», – признается режиссер Дмитрий Боголюбов.

Два года назад он окончил ВГИК, участвовал в фестивалях. Говорит, что не понимает, откуда вдруг такой резонанс. Он всего-то озвучил проблему, о которой в российском кино говорят все и давно, – политика фестивалей. Участвовал в киносмотре сам,  его показ состоялся в 9 утра. Другое, более удобное время отдано фильмам, которые называют «чернухой». Такие отбирают всегда, чаще других награждают. Но для чего вообще получать профессию и снимать кино: ради фестивалей и наград?

«Фильмы о юношеской любви, где они? Я их не вижу. Действительно, есть позиции, о которых можно снимать замечательное легкое, веселое кино. Снимайте, кто вам не разрешает снимать это кино?» – задается вопросом режиссер Марина Разбежкина.

Фильмы, негативно изображающие страну, любят фестивали на Западе. Там их включают в программу, отмечают и награждают. Таких картин у нас много. Руководитель Российских программ ММКФ Ирина Павлова признается, что специально не выбирает. Как отборщик она дает только срез.

«У меня есть всякое кино. У меня есть кино, которое коллеги уже окрестили "мылом", есть то, которое назвали "жестью". Я не делаю кино, я ставлю зекрало перед киногодом», – подчеркивает она. 

Многие не принимали саму форму такого коллективного письма. Другие признавались: этот круглый стол – одна из попыток открыто обсудить то, что давно накопилось. И кто-то надеется, что изменить ситуацию поможет молодежная секция, которая будет создана при Союзе кинематографистов.

Все материале о 34-м ММКФ>>