02.09.2009 | 19:33

Александру Филиппенко - 65!

Про него говорят - он один способен заменить целую театральную труппу. Сегодня поздравления с 65-летием принимает замечательный актер Александр Филиппенко. Рассказывают "Новости культуры".

Среди почитателей таланта артиста президент страны Дмитрий Медведев. В поздравительной телеграмме главы государства отмечен яркий талант мастера перевоплощений. Звезда КВНов в команде МФТИ, участник знаменитой студенческой студии "Наш дом", популярный театральный и киноактер, создавший на экране целую галерею колоритных злодеев – от Кащея Бессмертного до Азазелло, сегодня он предпочитает общаться с публикой один на один, в форме глубоких и остроумных моноспектаклей.

В постановке "Демарш энтузиастов" он играет обобщенного героя теплых 60-х, застойных 70-х и безнадежных 80-х. Этот актер способен говорить словами Аксенова и Довлатова, Бродского и Левитанского - от себя. Сливаться с рассказчиком, быть голосом поколений.

И вот сейчас, когда мне 60, я думаю, не слишком ли долго я ждал? Это - из монолога Жванецкого. С этим автором Филиппенко объединяет принадлежность к умной эстраде. Вернее будет сказать, интеллигентской. Это вам не стенд-ап-комеди, а литературный театр. Филиппенко смешит, трогает, заставляет задуматься, - и все словами больших писателей.

Талант медленного чтения позволил Филиппенко превозмочь зависимую актерскую участь. Сам себе режиссер он составляет литературные композиции на свой вкус, придумывает моноспектакли. За один из них - "Мертвые души" - Александр Филиппенко получил Государственную премию.

Александр Филиппенко, народный артист России: "Не от хорошей жизни я играю моноспектакли, а чтобы быть в форме. У артиста, если он в профессии, должен быть его величество номер".

Номер научил Филиппенко точному лаконичному жесту. Это умение плюс инфернальная улыбка - и кинорежиссеры стали приглашать его на роли злодеев. И вот возник ряд ярких представителей темных сил в исполнении Александра Филиппенко: Азазелло из свиты Воланда, Кощей Бессмертный и даже сама Смерть. Он много снимается в кино, но больше любит театр, а еще больше - самостоятельность и свободу говорить от себя, говоря за других.

Вот он свободно переходит от речи лица мужского пола к речи от лица героини, потом - к словам автора и далее. Похоже на джазовую импровизацию. (Фрагмент телеспектакля "Случай на станции Кочетовка")

"Джаз – это мы сами в лучшие минуты нашей жизни и откровенность", -уверен Александр Филиппенко.

Все материалы об Александре Филиппенко>>>