03.09.2009 | 12:14

"Дядя Ваня" в постановке Римаса Туминаса: премьера

В театре имени Вахтангова премьера – "Дядя Ваня". Поставил чеховскую пьесу художественный руководитель театра Римас Туминас, кстати, выпускник ГИТИСа. С тех пор, как один из самых ярких европейских режиссеров занял этот пост, его спектакли находятся в центре особого и пристального внимания, так же, как и его взаимоотношения с российским театром и с русской классикой. "Новости культуры"
сообщают о первой премьере 89-го сезона в театре имени Вахтангова.

На фасаде Театра Вахтангова лицо Сергея Маковецкого в роли Дяди Вани. Конкурент позолоченному символу вахтанговской школы.

Римас Туминас, режиссер, художественный руководитель театра имени Е. Вахтангова: "Есть Принцесса Турандот, а на другой стороне поставить памятник Дяде Ване, вот такой".

На то, как из артиста Маковецкого лепят памятник, пришли взглянуть Сергей Женовач и руководитель фестиваля "Золотая Маска" Мария Ревякина. В фойе большая часть театральной и кино- Москвы: Хотиненко и Абдрашитов, Тенякова и Юрский. В зале - Павел Лунгин и не только. На сцене никаких пасторально-усадебных красот и белых одежд.

Сергей Маковецкий, народный артист России: "Это все мир дяди Вани: верстак, на котором никто давно не работает, лев картонный. И вот в этом театральном мире появляется желание любви, попытка вырваться и невозможность вырваться".

Ставки Туминаса высоки - он ставил спектакль сильный и страшный, радикально авторскую версию русской классики.

Римас Туминас, режиссер, художественный руководитель театра имени Е. Вахтангова: "Стал я не доверять той правде, которую мы воспринять готовы в Чехове, все это холодная ложь, холодная ирония".

Он остро чувствует не только чеховское неприятие жизни. Но и заложенные в его текстах ресурсы свободной игры.
Римас Туминас, режиссер, художественный руководитель театра имени Е. Вахтангова: "Попытался я здесь не плакаться, а найти театральную игру".

Придуманная Туминасом игра изобретательна. И вахтанговским актерам дает развернуться. Шаржированные, гротескные роли этого спектакля заставляют по–новому взглянуть и на артиста Вдовиченкова, и на артиста Симонова.

"Нормальное состояние человека быть чудаком", - внимательно читает Чехова Туминас. Этот режиссер знает, как мрачнейшая история о крахе надежд и запойном отчаянии может смешить. Но гротеск в его режиссуре дополнен поэзией. Самое яркое ее выражение - ни на секунду не замолкающая музыка Фаустаса Латенаса.

Сергей Бархин, сценограф, народный художник России: "Сегодня я был потрясен Латенасом, музыка почти симфоническая, и она определяет смысл".

Латенас – постоянный соавтор Туминаса, как и сценограф Яцовскис. У этой команды в Москве масса поклонников.

Кама Гинкас, режиссер, заслуженный деятель искусств России: "Я за Туминаса, литовское искусство в России, я за Сережу Маковецкого, я с ним работаю, я за Яцовкиса, я с ним работал, и я за этот спектакль".

Елена Дьякова, театральный критик: "Очень красивый спектакль, по сценической коробке изящный, даже, я бы сказала, превосходит Додина и Карбаускиса. Есть ощущение, что спектакль не Чехова, а Треплева, несомненно, символический и даже кукольный, но это интересно".

Павел Лунгин, кинорежиссер: "Чехов необычный, непривычный, абсолютно современный, узнаю себя в каждом персонаже".

Одним словом, на московской сцене появился новый "Дядя Ваня" - радикальный, без прекраснодушия, в ярких пластических образах и блестящих метафорах. Одна из центральных - дядя Ваня с Соней смотрят на луну сквозь закопченное стеклышко. Зрителю Туминас дает увидеть много больше.

Читайте также: "Дядя Ваня" – премьера в Вахтанговском театре

Сбор труппы в Вахтанговском театре

Римас Туминас провел сбор труппы Вахтанговского театра