08.09.2009 | 11:21

Фестиваль спектаклей мастерской Олега Кудряшова

У студенческих спектаклей есть свой преданный зритель, который превыше всего ценит искренность и готов простить актерам недостаток опыта. Именно такой зритель придет сегодня в Театральный центр "На Страстном" на фестиваль спектаклей мастерской Олега Кудряшова. Он профессор Российской Академии театрального искусства и лауреат премии Станиставского. Смотр открывает одна из лучших работ студентов его курса "Униженные и оскорбленные". Постановка по роману Достоевского в мае этого года стала лауреатом V Международного фестиваля студенческих и постдипломных спектаклей "Твой шанс". О том, как используют этот шанс молодые актеры, рассказывают "Новости культуры".

Они шутят, балагурят и, кажется, совсем не волнуются. Но это только на первый взгляд. Ведь впереди напряженный театральный марафон: шесть вечеров, пять спектаклей, из них четыре премьеры. Своего рода экзамен на профпригодность.

"Для ребят это чрезвычайно полезная вещь. Помимо того, что они выходят на Москву, выходят в центр города, они выходят не на нашего узкого зрителя, который приходит в институт. Сама по себе ситуация, когда они играют каждый день и играют, как это делается в репертуарном театре, по-моему, замечательно", – говорит Олег Кудряшов.

"Это и способность быстро перестраиваться с одного спектакля на другой, и работоспособность, и тренировка какого-то длинного дыхания актерского", – замечает студентка РАТИ Ольга Лапина.

"Прошло лето, все немножко вышли из формы. Мы восстанавливаем наши спектакли скоротечно и на другой сцене", – добавляет студент РАТИ Андрей Сиротин.

На этой сцене кудряшовцы уже играли "Униженных и оскорбленных". С этой постановки они и начнут свой бенефис. Шестичасовой спектакль – самый длинный в истории ГИТИСа за последнее десятилетие.

"Очень боялся я. Казалось: как же так – шесть часов! Они не выдержат. Нет, выдержали. И вышли из этого испытания еще более зрелыми, более профессиональными", – отмечает Олег Кудряшов.

А еще студенты подготовились к новым экспериментам, в том числе и с классикой. "Станционный смотритель" – еще одно название в афише мастерской.

"Таких историй много. Несмотря на то, что ее написал Пушкин и она, вроде бы, отдалена во времени от нас, но, тем не менее, она очень современна. И хотелось бы эти ноты, акценты сделать очень сегодняшними", – поясняет студент РАТИ Кирилл Вытоптов, режиссер спектакля "Станционный смотритель".

"Сегодня театр развивается ведь очень странно, очень неожиданно, очень парадоксально иногда. И он требует всевозможных и совершенно новых средств выражения", – продолжает Олег Кудряшов.

"Те, кто хорошо играют, как правило не поют. Те, кто хорошо поют, к сожалению, часто достаточно беспомощны в другом. Те, кто хорошо двигаются, не могут спеть три ноты", – считает профессор РАТИ Тимофей Сополев.

Актер, который умеет все, – вот мечта любого режиссера. О ней многие говорят, а Олег Кудряшов пытается реализовать. Его студенты играют, прекрасно двигаются и поют.

"Концерт ансамблевого пения" – музыкальный эксперимент. Часовой спектакль на основе вокальных импровизаций. Для студентов Олега Кудряшова язык музыки уже давно перестал быть иностранным. В репертуаре мастерской есть даже отдельная постановка из пластических этюдов.

"За то количество уроков, которое у нас было, нельзя научить танцевать. Можно научиться адекватно понимать, что я могу, что не могу, в чем я заразителен, в чем не очень", – поясняет хореограф Олег Глушков.

Заразительными они должны быть на сцене всегда. Даже когда очень волнуются. Сейчас молодые актеры больше всего переживают за спектакль "История мамонта". Его приберегли на десерт. Два вчера они будут рассказывать историю "про сломавшиеся судьбы, про тяжелую жизнь, про нашу современность". И доказывать, что "театр – это про людей". Поверят им или нет – в этом главная интрига.