28.06.2012 | 10:26

Сегодня исполняется 300 лет со дня рождения французского мыслителя Жан-Жака Руссо

Сегодня исполняется 300 лет со дня рождения французского мыслителя, писателя и композитора эпохи Просвещения Жан-Жака Руссо. В философии Руссо провозгласил знаменитое «человек по природе добр». В политике мечтал о справедливом обществе. А в литературе дал жизнь одному из самых красивых французских романов - «Юлия, или Новая Элоиза». По словам Лиона Фейхтвангера, благодаря сочетанию страсти с высоким искусством он преобразовал умы и сердца людей своего века тем, чем он был, и еще более тем, чем казался. Рассказывают «Новости культуры».

Великий «женевский мыслитель», Жан Жак Руссо всегда гордился своим простым происхождением. Он родился в семье часовщика, рано ушел из дома и много странствовал, подрабатывая поначалу лакеем. Переехав из Швейцарии в Париж Руссо сразу знакомится со многими известными личностями, в том числе с энциклопедистами - во главе с Дидро. Нежданную славу и премию Дижонской Академии в 1750 году ему приносит трактат «Рассуждение о науках и искусствах».

Прогресс и цивилизацию Жан Жак Руссо яро критиковал. В цивилизации он видел причины бед, нищеты и порабощения человека. Искусство Руссо считал вредным. Театр, например, был для него силой развращающей общество. Социальной, городской жизни Руссо противопоставлял природу. Ведь здесь мы, люди «естественны», а это главное для него. Все необходимое для счастья человек – сын натуры, как писал Руссо, – получает именно от природы. Ей заложены в нем добродетель, здоровье и основы нравственности.

Помочь развить это в ребенке – главная задача воспитания, о котором философ много писал. О том, как должны жить «новые люди», Руссо подробно описывает в романе в письмах – «Новая Элоиза». Феодальному обществу с догмами и предрассудками здесь противопоставляется общественный договор, а рационализму – чувство. Писатель-новатор, Жан Жак Руссо зародил в литературе сентиментализм, интерес к внутреннему миру человека. Важнейшим произведением стала его автобиография – «Исповедь».

«Очень трудно было говорить искренне, когда литература навязывала вам определенные жанры, – старший научный сотрудник Института Мировой Литературы кандидат филологических наук Андрей Голубков. – Намерено показывает свою собственную уникальность, уникальность своей личности, которая во многом строится от отклонения от господствующей нормы».

Жить Руссо хотел сообразно своим принципам. Свободы, равенства и братства он хотел не в теории. Отказывался от выгодных должностей, щегольской костюм сменил на грубое сукно. Его «рабочим кабинетом» был лес и сад. Там он написал и свою знаменитую оперу – «Деревенский колдун». Свои убеждения здесь он выразил музыкой – единственное искусство, которому он доверял.

«Появились народные интонации в музыке, и сам сюжет говорит о том, что опера «Деревенский колдун» очень проста и близка народу», – считает заведующая отделом нот и звукозаписей РГБ Алла Семенюк.

Некоторые его романы современники читали взахлеб. Но многие труды Руссо бросали в костер, его преследовали, не раз ему грозила тюрьма. Равнодушных к нему не было. Одни считали его апостолом Французской революции, предшественником якобинцев и Робеспьера, другие – порицали его конституционную программу, называли «красноречивым сумасбродом».

«Он опередил, конечно, свое время, – говорит главный научный сотрудник Института Философии РАН Тамара Длугач. – В то время, когда в парламенте еще кричали «Да здравствует король!», он уже писал о народе, как о суверене, о том, что он только может издавать законы, что суверенитет неотчуждаем и неделим. 300 лет живет его идея демократии: и идеи и характеристики демократии».

На принципы политического права, выдвинутые Руссо, ориентировались создатели конституций США, Франции и других государств. Его влияние на историю человеческой мысли и мировую литературу огромно. Возникло целое понятие – «руссоизм». С ним соглашались и спорили – Карамзин, Пушкин, Достоевский, Толстой. В полемике с ним рождались гениальные произведения и важнейшие идеи человечества. Гуманист Жан-Жак Руссо был противоречивым, но как писал о нем Карамзин «люблю тебя за доброе твое сердце, за любовь к человечеству, но признаю мечты твои – мечтами, парадоксы – парадоксами».