09.09.2009 | 12:57

Российские школьники будут изучать "Архипелаг ГУЛАГ"

Российские старшеклассники будут изучать роман Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". Как сообщили сегодня в пресс-службе Министерства образования и науки Российской Федерации, "приказом министра Андрея Фурсенко обязательный минимум основных образовательных программ по русской литературе ХХ века дополнен изучением фрагментов этого романа".

Ранее в школе изучали рассказ "Матренин двор" и знаменитую повесть "Один день Ивана Денисовича", написанную Солженицыным в 1959 году. Ее публикация в ноябрьском номере журнала "Новый мир" в 1962 году произвела эффект разорвавшейся бомбы и, по сути, открыла для широкой публики имя писателя.

Что касается "Архипелага ГУЛАГ", который в 1973 году был выпущен за рубежом и увидел свет на Родине лишь в 1989 году, то раньше в средней школе его изучали лишь на профильном уровне. Теперь же, после включения романа в федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего образования, изучение фрагментов романа становится обязательным для всех российских старшеклассников, пояснили в пресс-службе.

Ввести в школьную программу несколько уроков, посвященных творчеству Александра Солженицына, предложила вдова писателя Наталья Солженицына на состоявшейся 28 июля встрече с премьер-министром Российской Федерации Владимиром Путиным.

"Можно ввести два-три урока. Мне кажется, это было бы правильным по отношению к истории страны", – заметила она. Однако, по мнению вдовы писателя, вводить "Архипелаг ГУЛАГ" в качестве обязательного произведения для всех школ было бы нереалистично. Она также рассказала главе правительства, что готовит к изданию в России однотомный вариант романа.

"Есть сокращенное издание. Так сначала сделали в Америке, а потом в других странах для студентов и старших школьников – конденсированный вариант", – напомнила она.

Судя по всему, Министерство образования и науки услышало эти слова. В приказе министра четко говорится, что речь идет об изучении фрагментов "Архипелага ГУЛАГ".

Кроме того, еще осенью прошлого года министерство направило в российские школы методические рекомендации, согласно которым было расширено изучение творческого и историко-культурного наследия Солженицына как на уроках литературы, русского языка и развития речи, так и в курсе отечественной истории ХХ – начала ХХI веков.