11.09.2009 | 11:05

О двухсотлетней истории жостовского промысла

К предстоящему 185-летию жостовского промысла в залах Фонда народных художественных промыслов открыта экспозиция "Волшебный сад". Произведения жостовского искусства в свое время были непременным атрибутом российского быта. Ручная работа, промышленные масштабы, высокое качество и почти двухвековая история. Такими характеристиками может похвастаться далеко не каждая солидная фирма. Рассказывают "Новости культуры".

Букеты из роз, пионов, георгинов на темном или светлом фоне – фирменный стиль Жостова. Казалось бы, яркие, красочные подносы на фабрике делали всегда. Но начиналось все с довольно скромных табакерок, декоративных тарелок, коробочек из папье-маше. Материал был позаимствован в Федоскино, находившемся неподалеку. Там занимались лаковой миниатюрой. Прежде, чем найти свой стиль, художники Жостова экспериментировали с техниками, красками, росписью. Огнем свечи выжигаются точечки. Такая техника называется "червячок".

Ирина Соловьева, куратор выставки: "Червячок был любимым рисунком для семейства Льва Толстого. И чай в усадьбе подавался исключительно на таком подносе".

И все-таки широкого распространения такой рисунок не получил. Так же, как жанровые сценки на сюжеты сказок и исторические темы. Зато подносы с цветами пользовались огромным спросом. У каждого мастера были свои секреты, как смешивать краски, какой лак использовать, каким должен быть фон. Так что похожих букетов на подносах не встретишь.

Ирина Соловьъева, куратор выставки: "Мы назвали выставку "Волшебный сад"… Все-таки ищешь глазами те самые распустившиеся цветы, колокольчики и в центре – розаны".

Разобраться в секретах жостовского промысла можно было прямо на выставке. Художник Татьяна Куракина провела мастер-класс. Прежде, чем приступить к росписи, нужно размешать белила льняным маслом так, чтобы не было комочков. Кисть обязательно должна быть беличья.

Татьяна Куракина, художник: "Обязательно кисть лопаточкой делается. Основная наша роспись, в чем отличие от всех остальных росписей. Это кистевой мазок. И кисть мы никогда не переворачиваем в разные стороны, чтобы она в одну сторону срабатывалась".

Обычно композиция делается без эскиза, и рисунок придумывается на ходу. После росписи белилами накладывают тени. Потом происходит обжиг. Затем рисуются листья и подбираются оттенки цветов.

Татьяна Куракина, художник: "Чем отличается наша роспись от нижнетагильской. У нас она многоструктурная. И есть, как первый план, так и второй , и глубина есть. А там они с одного раза пишут".
За счет этой сложной техники букеты на жостовских подносах кажутся объемными, так что хочется оторвать их от фона и взять в руки. Настоящий волшебный сад.