14.09.2009 | 12:02

Выставка "Бидермайер. Австрийское искусство XIX века из коллекции князя Лихтенштейнского"

Бидермайер – стиль в немецко-австрийском искусстве первой половины XIX века – долгое время считался неудавшимся отпрыском" классицизма, изменившим героическому полету ради семейного уюта. Музей изобразительных искусств имени Пушкина восстанавливает историческую справедливость, открывая выставку "Бидермайер. Австрийское искусство XIX века из коллекции князя Лихтенштейнского". Живопись, графика и фарфор, созданные по заказу княжеской династии, позволяют изучить "биографию" стиля и по-новому оценить его человечность. Одними из первых "скромное обаяние" бидермайера ощутили "Новости культуры".

В Москву приехало целое семейство князей Лихтенштейнских. Спящая девочка – принцесса Мария Франциска фон Лихтенштейн, ее сестры - принцессы София, Каролина - и брат, будущий владелец земель, дворцов и художественных коллекций Иоганн Второй, но пока еще просто ребенок.

Любовь Савинская, куратор выставки: "Художник здесь представляет именно ребенка, который едет верхом по парку на своем любимом белом пони. Он одет по моде того времени – костюм в виде платьица, которое носили мальчики в самом раннем детском возрасте".

Заказчик этих портретов – глава семейства, князь Лихтенштейна Алоиз Второй. Ему выпало жить и править в счастливое время. Священный союз, заключенный в 1815-м году между Россией, Пруссией и Австрией, частью которого тогда являлось княжество Лихтенштейн, подарил этим странам 30 лет мирной жизни. Князь воспитывает детей и пополняет коллекцию живописи. В его распоряжении лучшие австрийские художники: Амерлинг создает галерею портретов, где люди как в жизни...

Любовь Савинская, куратор выставки: "Отход от идеального и обращение к реальности, подробности, документальности…"

Вальдмюллер, австрийский Венецианов, пишет гиперреалистичные натюрморты. Так рождается целое направление – бидермайер - искусство для счастливых людей.

Любовь Савинская, куратор выставки: "Время, когда частная жизнь человека не была погружена в поток информации, не было железной дороги, телеграфа, общение было более спокойным и размеренным, и именно спокойная мирная жизнь была основным предметом исследования художников этого времени".

Придворные художники до мельчайших подробностей запечатлели повседневную жизнь этой большой счастливой семьи. Будущий правитель Лихтенштейна, тот самый мальчик на белом пони, еще только учится ходить. Он сделал Лихтенштейн независимым, но, к сожалению, оказался слишком щедрым в отношении отцовской коллекции – многие картины были подарены музеям Вены, за что ему очень благодарны австрийцы и не слишком-то – нынешние владельцы коллекции, правители Лихтенштейна.

Иоганн Крефтнер, директор Музея Лихтенштейн (Австрия): "В отличие от большинства других собраний, коллекция князей Лихтенштейнских постоянно пополняется. Первая картина была куплена еще в начале XVII века, а последнюю правящая чета приобрела в этом году".

Княжество Лихтенштейн, как и эти картины, является собственностью правящей династии. Большая часть коллекции постоянно находится в княжеской резиденции в Вадуце. К 2012-му году князья Лихтенштейна обещают отреставрировать свой родовой дворец в Вене и открыть там музей, доступный для всех посетителей.

Читайте также: Валерий Турчин о выставка "Бидермайер. Австрийское искусство XIX века из коллекции князя Лихтенштейнского"