14.09.2009 | 13:09

Международный фестиваль мастер-классов "Слава, Маэстро!"

На фестивальной карте страны появился еще один уникальный форум. В день, когда завершился первый в мире фестиваль одного симфонического коллектива, - Российского Национального оркестра, в столице стартовал другой необычный смотр - Международный фестиваль мастер-классов "Слава Маэстро!". Он посвящен памяти Мстислава Ростроповича. Из Центра оперного пения Галины Вишневской - "Новости культуры".

Фестиваль мастер-классов – такого нет больше нигде в мире. Возможно, идея организовать что-то подобное посещала многих. Но реализовать ее удалось именно Ольге Ростропович.

Ольга Ростропович, дочь М. Ростроповича: "Я думала: "Как, что можно сделать? Вот сейчас папы нет, кто может быть той фигурой, тем ориентиром, на который могут смотреть молодые. Что я могу сделать?""

Пригласить на встречу с юными музыкантами музыкантов прославленных. И – ждать ответа. Согласились на этот эксперимент, Юрий Башмет, Сергей Крылов, Алексей Уткин, Аркадий Шилклопер, Бадри Майсурадзе и даже Ван Клиберн, который мастер-классы за переделами США не давал никогда. Право первого выхода получила виолончель. А право первого открытого урока – Давид Герингас.

Давид Герингас, виолончелист(Германия): "Ученику очень трудно все повторить или все понять, должно пройти время, поэтому то, чем мы занимаемся, - это всегда впрок, это, как сберкасса".

Если продолжить это сравнение, нужно сказать, что молодые исполнители от этой музыкальной сделки надеются получить максимальную выгоду.

Александра Перлова, виолончелистка, студентка Московской консерватории: "Я буду внимать каждому слову, каждый взгляд – все черпать, потому что эти слова для меня очень важны. Я вообще всегда волнуюсь, перед любым выступлением, а сегодня особенно, потому что этот великий виолончелист – ученик Мстислава Леопольдовича".

Более того - любимый ученик. Давид Герингас сначала дал Александре право высказаться музыкально. А затем высказался сам: "И повторение можно сделать и в качестве эха, вопроса, недоумения, по-разному. Получается, что музыка – это разговор, это рассказ, история". Которую легче рассказать, как ни странно, без слов.

Давид Герингас, виолончелист (Германия): "Я никогда в жизни не играл сонату Локателли, первый раз сыграл, а вы не хотели мне аккомпанировать".

Первый раз сыграл, но много раз слышал. На мастер-классе Давид Герингас советы раздавал щедро.

Давид Герингас, виолончелист (Германия): "Есть много возможностей – поменять штрих или сыграть другой краской. И все это зазвучит".

Александра Перлова, виолончелистка, студентка Московской консерватории: "Я думаю, такие люди, как Давид Герингас, Мстислав Леопольдович Ростропович, не умеют так критиковать. Любое их замечание - как комплимент".

И – как стимулятор профессионального роста.

Давид Герингас, виолончелист (Германия): "Мой учитель мог раскритиковать, разгромить так, что хотелось идти домой и учиться".

На вопрос – а можно ли чему-то научиться за 30 минут мастер-класса, Герингас отвечает так: "Учиться надо всю жизнь. А за полчаса можно найти, может быть, какие-то моменты, которые очень важны для следующего развития".

Главное, чтобы развитие это не прекратилось. Никогда.