15.09.2009 | 12:50

Юрий Башмет дал мастер-класс

Учительскую эстафету на первом фестиваль мастер-классов "Слава Маэстро!", посвященном Мстиславу Ростроповичу, подхватил Юрий Башмет. Выдающийся альтист и дирижер говорит, что Ростропович завещал своим друзьям и коллегам заботиться о будущем русской исполнительской школы. Поэтому участвовать в фестивале Юрий Абрамович согласился, не задумываясь. На его мастер-классе побывали "Новости культуры".

Ульяна Яникова приехала из Новосибирска. Она готовится поразить Юрия Башмета игрой на "виоль да мур", струнном инструменте эпохи барокко и раннего классицизма. Пока она разыгрывается, к центру Галины Вишневской уже подъезжает машина Юрия Абрамовича.

Маэстро заставил понервничать. Он немного опоздал. Но уже готов к работе.

Юрий Башмет, народный артист СССР: "Замечательно. Идея свежая. Нигде такого нет. И вообще, все, что касается Ростроповича, я делаю с открытым сердцем".

Мстислав Леопольдович так любил все, что он делал, что просто не мог не заразить своими идеями друзей и партеров по сцене. Мастер-классы Ростропович давал с огромным удовольствием.

Юрий Башмет, народный артист СССР: "Одна из линий, в которой Слава был таким же гением, как в дирижировании, или игре на виолончели. Практически мастер-классы он давал ежеминутно".

Перед выходом на сцену Ульяна Яникова от волнения забывает текст. Последний взгляд в ноты, и триптих "Руины замка" современного композитора Мащенко зазвучит в метре от Юрия Башмета.

Девушка действительно поразила мастера исполнением на "виоль да мур". Башмет без стеснения признается: "С этим инструментом я знаком очень плохо".

В программе о современном сочинении, как и об исполнении его на виоль да мур, – ни слова. Юрий Абрамович продолжает недоумевать: "А где пианистка?"

Наконец, все встает на свои места, и мастер-класс начинается. Видимо, памятуя о том, как весело Ростропович проводил свои уроки, Башмет тоже решил создать в зале веселую атмосферу. Объясняя Ульяне смысл музыкального термина rubato, который происходит от итальянского rubare – красть, знаменитый альтист научил свою новую ученицу воровать у него из карманов. "И вот я захотел закурить, достаю зажигалку, а ее нет. Теперь отдайте мне ее, пожалуйста".

Делая все как бы легко и непринужденно, Мстислав Ростропович создавал, как он сам говорил, круг "кровообращения культуры". Сейчас, когда его нет, этот круг ширится, в него вступают новые талантливые музыканты. Это и была его мечта.

Читайте также: Международный фестиваль мастер-классов "Слава, Маэстро!"