29.06.2012 | 09:40

В столичном зале имени Чайковского выступил Борис Гребенщиков

«Нога судьбы» - Борис Гребенщиков строкой своей песни назвал выступление в столичном зале имени Чайковского, посвященное 40-летию группы «Аквариум». Юбилей, кстати, объявлен 4000-летним. Почему именно так, лучше не пытаться понять. Как сказал о Гребенщикове пелевинский персонаж: «Пока поймешь, что он в виду имеет, башню сорвет». Но процитируем лучше самого Гребещикова: «Аквариум» - это сияющий зверь. Крылатый сияющий зверь. Он приносит вам лекарство. Он приносит то, чего вам не хватало, а вы сами этого не знали». Перед московским выступлением музыканты пообещали публике «тихий акустический концерт для тех, кто устал фестивалить и хочет передохнуть». Рассказывают «Новости культуры».

Последний раз в зале Чайковского Борис Гребенщиков выступал два года назад. Все это время поклонники ждали продолжения. И вот, этот день настал. В фойе – не протолкнуться. Все в предвкушении, что же на этот раз приготовил гуру российского рока.

Время перед концертом, простой и открытый БГ проводит не в гримерке – на сцене – репетирует новые хиты, желает удачи музыкантам. За 40 лет существования «Аквариума», состав и музыкальные стили которого менялись несколько раз, лидер его остался неизменным. Пишет песни и до сих пор не понимает, как это происходит.

«Если б я знал, я бы вам рассказал, как на духу, но я не знаю, – признается Борис Гребенщиков. – Но там главное, что все вместе. Музыка вытягивает слова, слова вытягивают музыку. И происходит какой-то неизвестный мне алхимический процесс».

Как будто игнорируя официальный возраст группы, БГ утверждает: «Аквариуму» – уже четыре тысячи лет. А сам он – в два раза старше. Объяснить этот факт может только «нога судьбы».

Сцена, похожая на уютный дворик, с деревьями, фонарями. И Гребенщиков, как всегда, в том образе, который ему близок именно в эту минуту. Он начинал как последователь рока западного, сегодня его творчество – пронизано философией востока. Он будто опровергает хрестоматийные слова Киплинга, у которого Запад и Восток никогда не сойдутся.

«Господин Киплинг – любовь моя, которая не поддается описанию, потому что я вырос на его книгах, – рассказывает Борис Гребенщиков, – Когда он писал свои книги, не подумал о России. В России все сходится. Нет таких вещей, которые в России не сходятся».

Музыка «Аквариума» – бесконечный поиск ответов, и даже 4000 лет не хватит, чтобы их разгадать. Каждый концерт Бориса Гребенщикова – обязательно загадка. Он говорит, что давно разучился общаться, но публика все равно его понимает. Перефразируя Борхеса, можно сказать – в загадке про слова не должно быть слов.