16.09.2009 | 12:23

В Москве открыт Всемирный фестиваль циркового искусства

В Москве открылся Четвертый Всемирный фестиваль циркового искусства. Всемирный – потому что на нем будут представители двадцати трех стран из всех частей света. Ведущим коллективам мира есть чем удивить пресыщенных потребителей экранных спецэффектов. Здесь все по-настоящему. Специально для фестиваля на Поклонной горе построили шапито в классических традициях передвижного цирка. Рассказывают "Новости культуры".

Шапито – это возврат к истокам циркового искусства. Репетиции перед спектаклем напоминают классические уличные представления, только мастерство артистов несоизмеримо выше. Фестиваль собрал лучших из лучших со всего мира. Воздушные гимнасты, дрессировщики, эквилибристы. Меньше всего на этом празднике жизни клоунов – всего три. Из России, Америки и Германии. Но они всегда в центре внимания.

"Клоун – дирижер зрительского настроения. Не бывает в оркестре много дирижеров. Герой должен быть один, а здесь их три", – замечает член жюри, директор цирка Екатеринбурга Анатолий Марчевский.

Опытные артисты говорят, что советский цирк оказал большое влияние на европейский, а сейчас идет обратная реакция – многие заимствуют европейский стиль. Общаются со зрителями, вовлекают их в представление. Порой из-за этого возникают неловкие ситуации, и неизвестно, предусмотрены ли они сценарием.

Оргкомитет фестиваля отбирал артистов по видеозаписям, которые присылались в огромных количествах. В итоге уместить все номера в одну программу не удалось – пришлось ставить два полноценных спектакля.

"Мы анализировали по двум принципам: во-первых, высокий уровень циркового искусства, очень сложные трюки, и, конечно, еще один момент: мы хотели показать номера, которых сейчас нет в России", – поясняет народный артист России, режиссер представлений Александр Калмыков.

Один из таких номеров – "Летящие к звездам". Украинские артисты придумали оригинальное сочетание: батут и турники. Прямо на арене они установили новый цирковой рекорд.

"Сальто ровными телом с тремя пируэтами. Даже в спорте я видел только одного человека, который делает это", – замечает артист цирка Игорь Байбак (Украина).

Для Рэни Кассели – артиста в шестом поколении – работа начинается ранним утром, когда он кормит, поит и чистит животных. На арене Кассели – король. Это важно, ведь номер очень опасный. Его слоны работают с лошадьми, а эти животные недолюбливают друг друга.

"В природе слоны и лошади никогда не встречаются, но на арене я босс. Я люблю, когда много действия. Лошади и слоны быстро двигаются. Я могу щелкнуть кнутом, и они будут танцевать еще быстрее", – говорит дрессировщик из Германии.

Московский фестиваль признан одним из лучших в мире – наравне с цирковыми конкурсами в Монте-Карло, Будапеште, Париже. Артистов российского цирка организаторы гордо называют лидерами, но точку в этом вопросе поставит международное жюри.

Читайте также:
Москва увидит лучшие цирковые номера со всего мира

Росгосцирк отпразднует 90-летие грандиозным фестивалем