18.09.2009 | 11:48

Образ человека ХХ века на выставке "Лицо. Образ. Время"

Выставка, которая открылась в столичной галерее "Екатерина", заставляет вспомнить старинное изречение: "Меняются времена, и мы меняемся вместе с ними". Искусство, как известно, отражает эти перемены наилучшим образом. Кураторы выставки под названием "Лицо. Образ. Время. Изображение человека в искусстве" обозначили и период перемен: от модернизма к современности. В экспозиции представлено 115 работ – начиная картинами Семирадского и заканчивая Звездочетовым и Дубосарским. Рассказывают "Новости культуры".

Зеркальные очки встречают зрителей у входа в выставочные залы. Невозможно понять, кто скрывается за ними, зато в них отражаются все, кто попадает в поле зрения. Такой групповой портрет современников с помощью цифровой технологии создает на экране Аристарх Чернышев.

"Вы же видите свой портрет в этих очках. То есть это такой современный образ, который показывает зрителю его портрет в современном мире, в этой медиасреде", – поясняет художник.

Впрочем, зеркально отражать действительность художникам хотелось не всегда. Так, Семирадский в свое время изображал на картинах идеальных античных героев, тем самым приукрашивая реальность. Репин и Кончаловский начали создавать портреты современников, а художники "Бубнового валета" перешли еще одну грань в изображении человека. На их картинах появилась обнаженная натура. Затем фигуры стали раскладывать на составные части. Конца и края этому проникновению в человеческую натуру не видно.

"Сейчас ню не является каким-то удивлением. Сейчас шокируюшее искусство, очень проникновенное, которое люди смотрят больше всего", – говорит коллекционер Владимир Семенихин.

Придумать что-то новое с каждым годом художникам становится все сложнее. Поэтому им хочется выделиться любым способом, даже перефразируя то, что уже открыли другие. Так, до сих пор современных художников не оставляет в покое образ Малевич, который пытался создать свою новую Вселенную и заселить ее "землянитами".

"Есть картина "Малевич в снегах" Пивоварова. Сам Малевич как личность стал объектом игры", – замечает доктор искусствоведения Андрей Толстой.

Иногда новые образы подсказывает время. Художники начинают иронизировать над тем, что предлагает им официальное искусство. Из этого противостояния появился соцарт. "Ленин на примусе" – так называется работа Андрея Филиппова, в которой художник играет со смыслами. "Он сам сидит на примусе. У него кипит разум, а не у меня. А я холоден", – говорит Филиппов.

В наше время художники создают образ человека из обломков, обрывков, ассоциаций и отдельных фраз – неопределенных и недосказанных.

Читайте также:
Выставка "Лицо. Образ. Время"

Ирина Кулик о выставке "Лицо. Образ. Время"