23.09.2009 | 11:32

Да будет сад! "Ленком" открывает сезон

Московский театр "Ленком" открывает новый сезон премьерой спектакля Марка Захарова "Вишневый сад". Впрочем, первыми эту постановку еще летом увидели зрители Санкт-Петербурга. Тогда рецензии были крайне противоречивыми. Кто-то счел спектакль воплощением лучших "ленкомовских" традиций, другие, напротив, решили, что режиссер слишком вольно обошелся с чеховским текстом. Свое мнение о постановке составили "Новости культуры".

Задолго до прогона артисты собираются у служебного входа – сделать "последний вдох". Спектакль уже играли в Петербурге, но на родной сцене – все равно как в первый раз.
Для Антона Шагина это дебют. Из киношного стиляги-бунтаря он превратился в купца. Роль Лопахина обычно дают актерам, которым за тридцать. Антону – 25. Темперамент дает о себе знать, актер признается: "Приходится входить в рамки рассудительности".

Марк Захаров долго выбирал между "Днем опричника" Владимира Сорокина и "Вишневым садом". В итоге решил: вишневому саду – цвесть.

Для зачитанного до дыр текста Захаров нашел свои краски. Вишневый сад – предупреждение: и по вашим 6 соткам может пройти железная дорога, и вас никто не пощадит за долги.

Лопахин – традиционно разрушитель и стяжатель – становится центром всего действия. Не случайно Чехов хотел, чтоб эту роль играл Станиславский. "Он видел в Лопахине художественную натуру, значит, все не так просто, - говорит Марк Анатольевич Захаров. – Есть купцы у Островского, а есть у Чехова – цивилизованные предприниматели, которые мне симпатичны".

В спектакле собран Ленкомовский цвет. Фирс в исполнении Броневого скорее, энергичен и остроумен, чем покладист, а Гаев-Збруев не вызывает и мысли об инфантильности, это человек, заблудившийся во времени. "Он для меня тот человек, которого и жалко, и которого я понимаю, когда он говорит – я человек 80-х годов, - признается Александр Збруев. – Много многоточий, которые зритель сам расставит для себя".

Олег Янковский тоже репетировал Гаева. Его памяти посвятили этот спектакль.

Марку Захарову "Вишневый сад" напомнил работу над "Обыкновенным чудом". Как и тогда он сделал текст пьесы лаконичней. На все про все – два часа. "Пригодился опыт работы над "Обыкновенным чудом", - признался режиссер. – Я понял, что просто разучить по ролям – это никому не нужно. Трансформация нужна музыкальная и энергетическая".

Спектакль получился по-ленкомовски музыкальным и динамичным, порой, на грани фарса. Прописанная Чеховым судьба Фирса претерпит изменения. В финале – стеклянная усадьба рухнет как карточный домик.

Читайте также:
Марк Захаров вырастил "Вишневый сад"