23.09.2009 | 12:21

В Третьяковке - выставка "Не игрушки?!"

В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка под названием "Не игрушки?!" - как вопрос и восклицание одновременно. Экспозиция развернута в рамках Третьей Московской биеннале современного искусства. Глядя на выставленные объекты, публика найдет подтверждение того, что игрушка – это своего рода произведение искусства, а многие произведения искусства – это просто-таки игрушки. Становится яснее смысл выражения - "делать что-то играючи", то есть легко, с удовольствием, а значит и эффективно. На стыке игры и искусства построена эта выставка. Сообщают "Новости культуры".

Любая выставка - своеобразный перформанс. В данном случае его главными героями стали игрушки. Причем здесь они выступают не как предметы детской забавы, а как материал, который используют художники в своих объектах и инсталляциях. Часто они выглядят вполне безобидно, но за ними может скрываться какая-либо провокация. И, наоборот, внешне агрессивные объекты при ближайшем рассмотрении превращаются в шутку. Для сотрудников Третьяковки важно было показать преемственность в искусстве авангарда. Еще в 30-е годы художники пытались использовать супрематизм для создания детских игрушек. В наше время концептуалисты пытаются вновь работать с игрушками, используя их в новом качестве.

Ирина Лебедева, генеральный директор Третьяковской галереи: "Такие выставки – это всегда эксперимент, всегда предмет для споров. И вот провокативность в таких концептуальных выставок является ее составной частью, поэтому здесь материал не однозначен".

Герман Виноградов когда-то придумал Манифест игрового сознания. По его мнению, любой предмет по воле художника может трансформироваться и включаться в пространство игры. На выставке представлена инсталляция "Алтарь Деда Мороза". Его дед похож не на сказочного Санта Клауса с подарками в мешке, а на сурового, но наделенного первозданной энергией человека.

Герман Виноградов, художник: "Этот дед, тот, что соответствует "Фаза Фрост". Это Мороз, Красный нос, тот, что заставляет человека быть крепче. Последним его представителем был Порфирий Корнеевич Иванов. Это суровый, аскетический, но дающий силу и слияние с природой".

"Станционный смотритель" - так называется проект Ирины Кориной. В пространстве выставочного зала она выстроила деревянную будку, которую часто можно увидеть на парковочных стоянках, и поместила внутри дистанционное управление. А на площадке, за которой наблюдает смотритель, оказались вещи, без которых мы не можем обойтись в быту, - чайники, принтеры, телефоны.

Ирина Корина, художник: "Может почувствовать себя управляющим человеком, решающим судьбы, и властителем. При этом все эти вещи, он ими управляет, и решает их взаимодействие, движение. Тем не мене, это, прежде всего, наши обычные предметы жизненные. Но человек может чувствовать себя на высоте".

Концептуальный проект под названием "Ловушки для снов" придумала Лиза Морозова. Она использовала три обруча, поместив туда телефонные провода, завязанные в узелки на память, и детские игрушки. Это еще и три номера телефонов близких для художницы людей.

Лиза Морозова, художник: "З обруча- 3 семизначных номера: советских, домашних, городских , мы уже забыли, что это такое. И реальный артефакт, скажем, висит новогодняя игрушка довоенная, в которую в детстве играл мой отец".

Об ушедшем времени напоминают и игральные аппараты, которые уже сами превратились в артефакты. Ну, а пока взрослые спорят, игрушки это или нет, дети играют в интерактивные игры, тем самым, расставляя все точки над "и".

Все материалы темы>>>