24.09.2009 | 12:08

Ицхак Перлман: "Каждый скрипач – это часть эволюции стиля"

В Большом зале Московской консерватории выступил легендарный Ицхак Перлман – скрипач, о котором ведущие музыкальные издания мира пишут как об одном из величайших современных музыкантов. Москвичи и петербуржцы слышали его в 1990 году – именно тогда маэстро впервые приехал в нашу страну и был объявлен российской публикой лучшим скрипачом мира. Неудивительно, что аншлаг в столичной консерватории был минувшим вечером предопределен. Рассказывают "Новости культуры".

Последний раз Ицхак Перлман был в России девятнадцать лет назад. Неизвестно, волнуется ли скрипач перед выходом на сцену, но в зрительном зале атмосфера накалена.

"Я чувствую себя в волнении гораздо большем, чем когда он играет в Карнеги-холле. Там нет этой божественной ауры, нашего русского духа, который ждет невероятных музыкальных откровений", – замечает виолончелист Борислав Струлев.

"Он завораживает. Через две минуты должен начаться концерт, а я уже жду, чтобы он начался, и, наверное, не захочу, чтобы он заканчивался", – признается контрабасист Григорий Ковалевский.

Ицхак Перлман с детских лет передвигается с помощью костылей, а играет на скрипке сидя. Виной всему – перенесенный в детстве полиомиелит. Его концертная карьера длится уже более пятидесяти лет. Началась она с выступления в популярном телевизионном шоу, после которого тринадцатилетний скрипач получил финансовую поддержку, чтобы закончить обучение в Джульярдской школе. Впрочем, своими педагогами Перлман считает многих великих скрипачей, которые в разные периоды были его кумирами.

"Каждый скрипач, который играл до тебя, он часть эволюции, эволюции стиля. Когда вы слушаете запись молодого Хейфеца, то слышите частицу стиля Крейслера, а потом он стал самим собой. В течение двух лет моим героем был Ойстрах. Потом переключился на других музыкантов. Основной фокус не в том, чтобы слушать и имитировать, а в том, чтобы слушать и обучаться, повышать свой уровень", – говорит Перлман.

К 64-м годам Перлман достиг вершины музыкального Олимпа. Он выступал с самыми известными музыкантами, записал саундтрек к фильму "Список Шиндлера", играл в Букингемском дворце и Белом доме, а его диски сметают с прилавков по всему миру. Один из них – довольно неожиданный. На нем записана опера "Тоска", где Перлман спел басом партию "Тюремщика".

"Удивительный человек, обладающий прекрасным голосом, у него красивый баритон. Очень смешной, любит пошутить, замечательный человек", – рассказывает дочь Мстислава Ростроповича – Ольга Ростропович.

В Москве у Перлмана два концерта и две разные программы. Завтра он исполнит музыку клезмеров, обращением к которой удивил всех несколько лет назад. В первый вечер скрипач восхищал московскую публику классикой.

Читайте также:
Ицхак Перлман: "Я считаю себя клезмер-музыкантом"