24.09.2009 | 12:50

"Против исключения" - основной проект 3-й Московской биеннале

Сегодня открывается основной проект 3-й Московской биеннале современного искусства – "Против исключения". Эту тему сформулировал еще год назад известный французский куратор Жан Юбер Мартэн. Иллюстрировать ее будут восемь десятков работ современных художников из 25-ти стран мира. Среди них - устрашающего вида объекты под названием "Тяни-толкай", человек, покрытый "шишками гнева", бульдозер в готическом стиле. Побывав в арт-центре "Гараж" накануне открытия выставки, "Новости культуры"
пришли к выводу, что центр современного искусства это нечто среднее между кунсткамерой, Диснейлендом и Зоологическим музеем.

Австралийские зебровые амадины – настоящие звезды 3-й Московской биеннале. Уже несколько дней они развлекают рабочих, монтирующих выставку, игрой на электрогитаре. Брачный период. Птичий марш Мендельсона.

Селест Бурсье-Мужено, художник: "Не играть эти птички просто не могут – я посыпал просо только на грифе".

"Продюсер" этой птичьей рок-группы – французский художник Селест Бурсье-Мужено – в своем предыдущем проекте заставил играть на пианино пылесосы.

Селест Бурсье-Мужено, художник (Франция): "Я сам плохо играю. Поэтому придумываю альтернативные способы игры. В этом проекте меня интересует проблема мутации. Вдруг из-за того, что птицы находятся в замкнутом пространстве, где к тому же звучит музыка, появится какая-нибудь новая разновидность. Кстати, именно этих птиц описывал в своей теории эволюции Чарльз Дарвин".

Бельгийский художник Кун Ванмехелен уже 10 лет скрещивает куриц с разных континентов, и довольно-таки успешно, поднимая в своем "курином проекте" проблему мирного сосуществования людей разных национальностей. В рамках 3-й биеннале пройдет скрещивание бельгийского петуха с русской курицей. Яйца – как побочный продукт – в качестве произведения искусства куратор биеннале обещает выставить отдельно.

Жан-Юбер Мартен, куратор 3-й Московской биеннале современного искусства: "Современное искусство экспериментирует, играет со всем, чем угодно – лишь бы это затрагивало наше восприятие, наши чувства. Если раньше художники воздействовали только визуальное восприятие, сегодня они играют с тактильными ощущениями, звуками, вкусами, запахами…"

Чем пахнет современное искусство, знает бразильский художник ТУнга. Он изучает продукты жизнедеятельности – …не очень приятна тема. Его работа называется – "Съедобные кристаллы".

Тунга, художник (Бразилия): "Здесь показан метаболизм. В сосудах с желтой жидкостью – то, что отторгается человеческим телом. А вот эти кристаллы – это то, что отторгается Землей. А, если мы, например, съедим кристалл, тогда что будет отторгнуто? Может быть, бриллианты?"

Заполучив суперкуратора – самого Жана-Юбера Мартена, в прошлом директора парижского Центра Помпиду, Московская биеннале превратилась в увлекательный аттракцион. Мартен - одним из первых открыл миру искусство художников Азиатско-Тихо-океанского региона. В Москву Мартен привез экзотическое искусство и сам выбрал экзотический способ передвижения.

Жан-Юбер Мартен, куратор 3-й Московской биеннале современного искусства: ""Гараж" - очень большая площадка, около 8000 кв. м., поэтому переходить из одной точки в другую очень трудно и долго".

Мы попросили господина Мартена пройти по наиболее важным экспонатам 3-й биеннале.

Жан-Юбер Мартен, куратор 3-й Московской биеннале современного искусства: "Это работа австралийского художника из племени аборигенов. Она выполнена на коре. Эти линии – традиционный узор того клана, которому принадлежит художник. Этот узор имеют право использовать только члены этого клана".

Из жаркой Австралии – не сбавляя скорости – едем в морозную Россию.

Жан-Юбер Мартен, куратор 3-й Московской биеннале современного искусства: "Это работа Дмитрия Цветкова, она выполнена из материала, который очень типичен для России – это мех. Эти животные в искусственных мехах - как будто из сказки. Такой образ современной России".

Чучела, мусорные контейнеры, поддержанные автомобили и головы индусов. 3-я московская биеннале 0 настоящий Диснейленд, где в качестве произведений искусства нет разве что картин в рамах. Вернее, почти нет. "Время рембрантов и матиссов, - считает комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн, - прошло".

Иосиф Бакштейн, комиссар 3-й Московской биеннале современного искусства: "Существует живопись, но уже нет живописцев".


Все материалы темы>>>