29.09.2009 | 19:30

История страны в истории фарфора – выставка в Пушкинском музее

"Ода к радости" звучит в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Там представлена коллекция русского и советского фарфора XIX – XX веков из собрания Юрия Трайсмана. Корреспондент "Новостей культуры", осмотрев экспозицию, убедилась, что житейские сценки, портреты героев труда и партийные лозунги в фарфоре выглядят сегодня особенно поэтично.

Выставка фарфора в залах Музея изобразительных искусств имени Пушкина – большая редкость. Для ее осуществления пришлось делать специальные витрины, по-новому организовывать пространство. Получилось пафосно и празднично. Выставка позволяет вернуться в прошлое и осмыслить его.

"Это, конечно, не развлекательный дивертисмент. Это памятник эпохи, ели хотите. Здесь много что скрестилось: и тип искусства, и исторический документ, и артефакт. Это даже созвездие всякого рода качеств такого рода произведений", – говорит директор музея Ирина Антонова.

Кураторы выставки решили взглянуть на фарфор в социальном аспекте, что совсем не умаляет его художественных достоинств. Даже в сталинское время фарфор, несмотря на пропаганду советского образа жизни, поражал выразительностью форм и разнообразием тем. Статуэтки, вазы, тарелки, жанровые сценки украшали не только кабинеты министров и членов правительства. Их можно было встретить в любой коммуналке.

Фарфор был необходимым атрибутом советской жизни. Популярностью пользовались статуэтки покорителей Севера, спортсменов, героев Гражданской и Отечественной войны. И все же на первом месте были кумиры кино и балета. Советский фарфор коллекционеры стали собирать совсем недавно, когда стало ясно, что и это уже часть ушедшей эпохи. Среди произведений оказались вещи, сделанные буквально в трех экземплярах, как, например, композиция Геннадия Шкловского "Сталин и Мао Цзэдун".

"Когда Шкловского вызвали в секретариат Сталина, ему заказали для поездки Сталина в Пекин один из подарков Мао Цзэдуну. Сидящий Сталин с Мао Цзэдуном беседуют на мирные темы", – рассказывает коллекционер Юрий Трайсман.

Социальную роль фарфор играл и в XVIII веке. Если разглядывать жанровые сценки, сделанные мастерами Гарднеровского завода, то на них можно обнаружить фигурки людей разного социального положения. Эту функцию он не утратил и в конце ХХ века. В стиле соцарт Гриша Брускин создал целую серию героев советской эпохи. Само название выставки "Ода к радости" напоминает об одном из символов советской пропаганды, ведь Ода часто исполнялась во время собраний. Сейчас она воспринимается совсем иначе.

"Помните, как пронзительно звучала эта музыка в "Покаянии". То есть это музыка для нас, "Ода радости" стала еще символом рефлексии по поводу прошедшего времени", – замечает куратор выставки Наталья Сиповская.

Ведь в наше время на смену слоникам, украшавшим буфеты, и статуэткам балерин, пришли фарфоровые куклы и сервизы.