30.09.2009 | 11:22

"Дворянское гнездо" Марины Брусникиной – на сцене Художественного театра

В ноябре в афише Московского Художественного театра появится новое название - "Дворянское гнездо". Свою версию самого ностальгического романа Ивана Тургенева на Малой сцене представит Марина Брусникина. У этого режиссера – особый "метод работы" с шедеврами русской и мировой прозы. Спектакли Брусникиной по произведениям Гоголя, Астафьева, Улицкой, Гальего критики называют "одушевлением литературы". На репетиции новой постановки побывали "Новости культуры".

Режиссер Марина Брусникина показывает макет декораций. Двухъярусное пространство с зеленым искусственным газоном, белыми колоннами. На данный момент – это самый наглядный, точнее материальный пример будущей постановки. Даже до самого маленького стульчика можно дотронуться. Все остальное, кроме тургеневского текста, конечно, пока весьма эфемерно.

Когда говорят про поиски и пробы, которые неизменно сопровождают репетиции, наверное, подразумевают именно это. За час один только Дюжев предложил десяток вариаций.

Кстати, по словам режиссера, почти год шли поиски актера на роль Лаврецкого. Вопреки стереотипам, но согласно Тургеневу – он молод. Персонажу ведь в начале романа – всего-то 38. Только фрачный пиджак пока не сидит, как влитой.

Дмитрий Дюжев, актер: "Тургенев тот автор, который заставляет нас мыслить над временем, вне бытовых отношений. Он предлагает нам те сцены и ситуации… нет одного способа существования и одного подхода".

Подходов, действительно много. Брусникина говорит - надо стремиться избавиться от временной зависимости и от социальной. Сегодня, по мнению режиссера, совсем неважно, что классик описывал дворянство.

Нина Гуляева, народная артистка России: "Трудоемкая работа. Спорим, мучаемся, но потихонечку спектакль начинает получаться - одна сцена, другая. А вообще это самое любимое дело – репетировать".

В хрестоматийных историях, как правило, мало кто помнит детали. А по части подробного разбора текста у Брусникиной немного конкурентов. Режиссер уверена - нет прозы, которую нельзя было бы поставить в театре. И своими спектаклями не устает доказывать это.

Марина Брусникина, режиссер: "Это такая история, где нужны крупные планы. Подробности. Материал такой, что хочется с ним работать очень долго".

Еще Брусникина говорит, что хотела бы назвать спектакль "Лиза". Это не только главная героиня, но и главный контрапункт в постановке. На роль Лизы режиссер выбрала двух актрис: одна - еще студентка, вторая недавно принята в труппу "Табакерки".