30.09.2009 | 19:34

"Спартак" снова на петербургской сцене

Спустя шесть десятилетий "Спартак" вернулся на петербургскую сцену. Шедевр Леонида Якобсона вновь появился в репертуаре Театр балета, который носит имя великого хореографа. Премьера спектакля состоялась на сцене Александринки. В Театре имени Якобсона, где ранее шли только фрагменты из "Спартака", восстановили полную версию балета на музыку Хачатуряна в хореографии Якобсона. Премьеру уже назвали вторым рождением "Спартака", партию которого исполнил лауреат "Золотой маски", солист Мариинского театра Юрий Смекалов. Рассказывают "Новости культуры".

Туники вместо пачек, сандалии вместо пуантов. На сегодняшний день в мире существует более двадцати версий постановки балета "Спартак". Одна из первых, которая до сих пор остается непревзойденным эталоном, принадлежит мастеру хореографии Леониду Якобсону. Его увлекла задача воссоздать античность в пластике. Для хореографической симфонии, как называл свой балет Арам Хачатурян, был изобретен новый танцевальный язык. Это был первый в Советском Союзе балет, сделанный в технике свободного танца.

"Якобсон снял балерин с пальцев, и в те годы стало взрывом. Никто даже не понял, что произошло", – говорит режиссер, хореограф Юрий Петухов.

Премьера 1956 года стала настоящей сенсацией, вызвала огромный зрительский интерес и множество споров среди критиков. В отличие от многих своих коллег, Якобсон основное внимание уделял не режиссуре спектакля, а собственно танцу, за что ему нередко предъявляли обвинения в формализме.

Изначально "Спартак" в редакции Якобсона длился четыре часа. При воссоздании его сократили вдвое. Режиссер Юрий Петухов и педагоги- репетиторы театра балета имени Якобсона кропотливо, буквально по крупинкам восстанавливали хореографическое полотно. Сценографию обновили художники Семен Пастух и Галина Соловьева.

"Спартак" Якобсона двенадцать лет шел на сцене Кировского театра. Спустя более полувека хореографический шедевр обрел новую жизнь в Петербурге.