02.10.2009 | 13:42

Лев Токмаков – человек, который не перестает удивляться

Сказки Астрид Линдгрен и Джанни Родари, стихи Сергея Михалкова и Агнии Барто, рассказы Виктора Драгунского – все это классика детской литературы ХХ века. Для нескольких поколений российских читателей такой же классикой стали иллюстрации к произведениям этих авторов, созданные художником Львом Токмаковым. Ему удалось оживить героев сотен детских книг, стать одним из лучших авторов знаменитого журнала "Мурзилка" и создать свой яркий и неповторимый стиль. Страсть к постоянному творческому поиску художник не утратил и по сей день. Рассказывают "Новости культуры".

Его черно-белую графику с добавлением одного цвета – ярко-оранжевого – помнит каждый из поколения 1980-х. Книга, выпущенная издательством "Детская литература" в 1983 году, теперь стала библиографической редкостью. Узнаваемый и очень убедительный образ рыжеволосой девочки, как оказалось, не выдумка художника. Девочка действительно существовала – Лев Токмаков увидел ее зимой, во время катания на санках с горки.

"Кончики губ, закрученные вверх, рысьи глаза, светлые. Ну, и рыжая, главное, и две косички торчат из-под шапки! Я потом ее вспоминал пять дней с карандашом в руке", – говорит художник.

Вообще, Лев Токмаков – человек, который не перестает удивляться. Эта детская черта характера так нужна для того, чтобы угадать образ персонажа. О принципах своей работы художник Токмаков тоже говорит в детской манере. Скорее, жестами, чем словами.

"Вот, где-то здесь, начиная от шейных позвонков и ниже, весь позвоночный столб набит образами. Как они там умещаются, не знаю. Только мне все время нужно их вытаскивать и рассматривать и решать: подходит – не походит", – поясняет мастер.

Хорошо иллюстрированные детские книги в наши дни – большая редкость. Они относятся, скорее, к разделам "переиздания" или "антиквариат". Все чаще издатели хотят угодить всем и сразу и плохо ладят со стилем. У художника Токмакова нет желания нравиться. Проиллюстрировав около трехсот книг и удостоившись статуса патриарха в жанре детской иллюстрации, он все также строг к себе.

"Я никому ничего не показываю, никого не спрашиваю, пока самому не станет холодно внутри. Вот, тогда значит – попал", – заверяет он.

Лев Токмаков много лет преподавал искусство иллюстрации в студии Российской государственной детской библиотеки. Чтобы никто не сомневался в серьезности этого мероприятия, надо вспомнить, что само слово "иллюстрация" произошло от латинского глагола – "освящать, проливать свет, объяснять". От того, насколько хорошо это делают детские художники, многое зависит. По крайней мере, стойкий пожизненный иммунитет к безвкусным картинкам – это точно.