06.10.2009 | 12:43

Спектакль "Черный монах" Камы Гинкаса - 10 лет на сцене

"Черному монаху" Камы Гинкаса исполнилось 10 лет! За эти годы знаменитый спектакль Московского ТЮЗа принес своим создателям немало наград. Премию "Чайка" получил и сам режиссер Кама Гинкас, и актер Сергей Маковецкий. Художник Сергей Бархин – "Золотую Маску". Но все-таки жизнь спектакля продлевает, в первую очередь, зрительский интерес. Он по-прежнему высок – в этом убедились "Новости культуры", побывав на юбилейном спектакле.

За десять лет состав исполнителей изменился. На премьере в роли Тани Песоцкой выходила Виктория Верберг, теперь эту роль исполняет Юлия Свежакова. Валерий Баринов сменил великолепного Владимира Кашпура. А Игорь Ясулович и Сергей Маковецкий - по-прежнему в строю. Сергей Васильевич искренне изумляется тем фактом, что уже прошло целых 10 лет. И признает, что спектакль за это время не мог не измениться.

Сергей Маковецкий, народный артист России: "Мы повзрослели, некоторые фразы звучат по-другому, раньше Коврин был более романтичный, сегодня возникают совсем другие вещи в этом безумии".

В свое время это было крайне нетривиальное решение – поставить спектакль на балконе, когда обычная сцена служит лишь фоном, перспективой действия. И прозу обычно инсценируют, а не играют весь текст без сокращения. Сегодня, возможно, эти приемы уже не так удивляют, удивляют актеры. Однажды на гастролях в Румынии Игорь Ясулович получил травму. И Сергей Маковецкий в одиночку доигрывал спектакль. Публика решила, что так и было задумано.

Сергей Маковецкий, народный артист России: "Начал говорить его слова и отвечать, сам задавать себе вопрос и отвечать. Как иногда ставят "Черного монаха", что человек разговаривает сам с собой. Ведь что это такое – черный монах есть внутри каждого творческого человека".

Кама Гинкас, режиссер: "Это просто про человека, который попытался быть больше, выше, чем он есть, и проник туда, куда человеку запрещено проникать. Есть сферы, куда нельзя".

Но ни режиссер, ни актеры все-таки не боятся касаться этих запретных сфер. Может в этом и есть секрет долголетия "Черного монаха" в Театре юного зрителя.