06.10.2009 | 19:35

"К бедному театру" – манифест Ежи Гротовского

Он ратовал за театр без декораций, грима и костюмов. Ежи Гротовский – ключевая фигура европейского театрального процесса. Пожалуй, никто в мире после Станиславского не исследовал так глубоко феномен актерской игры, как это делал Гротовский – автор системы "бедный театр". Именно так называется сборник, написанный его учеником Эудженио Барбой. Книга вышла в 1968 году, обрела популярность во всем мире и теперь впервые издана на русском. Рассказывают "Новости культуры".

Клубные вечера "На Страстном" – это презентации самых интересных книжных новинок в области искусства. Прийти и послушать мнения известных литературоведов, актеров, режиссеров, историков театра о разных изданиях может любой желающий. Но презентация книги "К бедному театру" – событие особенное.

"Этот год юбилейный. Десять лет прошло с тех пор как умер Гротовский, пятьдесят лет – как был создан его театр-лаборатория. ЮНЕСКО отмечает 2009 год как Год Гротовского, и мы гордимся, что именно в этот год мы сумели выпустить эту книгу", – говорит редактор издания Ламара Пичхадзе.

В книгу вошли интервью с Гротовским, программный манифест "К бедному театру", описание спектаклей Театра-лаборатории "Акрополь" – "Доктор Фауст", "Стойкий принц", а главное – актерские тренинги. Завершает сборник текст, написанный для внутреннего пользования Лаборатории Ежи Гротовского. В нем определены основные принципы работы театра.

Гротовский ратовал за "бедный театр", где нет машинерии и видеоаппаратуры, декораций, грима и костюма. Для Гротовского театр – это, прежде всего, человек творящий.

Среди специалистов-театроведов сборник "К бедному театру" считается одной из главных книг ХХ века. К сожалению, в России она была издана лишь через сорок с лишним лет после того как впервые увидела свет.

"С другой стороны, я бы сказал, что, может быть, для нее самое время. Потому что она противостоит по смыслу всему тому, что происходит в театре и в жизни, что, может быть, она представляет собой моральный и эстетический урок для нашего времени", – замечает театровед Алексей Бартошевич.

То, что едва ли следует подражать Гротовскому, замечено давно. Сам он считал подражание неприемлемым в искусстве и высоко ставил способность продолжения. Сборник "К бедному театру" – именно об этом.