10.10.2009 | 22:19

Мастера песочной анимации

Сэнд-арт – песочная анимация - за рубежом практикуется уже много лет. Но и там самых известных "сэндартистов" можно пересчитать по пальцам. В России же это направление – "terra incognita" и только принимает первых песочных старателей. Анимационные шедевры – со страниц онлайн публикаций переходят в режим реального времени. Авторы дают публичные мастер-классы и устраивают показы своих сыпучих мини-шедевров. Один из них Артур Кириллов – талантливый художник, поменявший холст и кисти на песчаный простор творчества. С "генералами песчаных карьеров" от анимации познакомились "Новости культуры".

Песочные перформансы Александр Назаров превратил в спектакли, а термин анимация - заменил театром. В его труппе – музыканты, актеры, он активно работает со светом.

Александр Назаров, художник: "Оживить декорации, впустить их, дать им доминировать даже в какой-то момент на сцене".

"Девяносто процентов того, что я делаю, – импровизация", – признается Назаров. Он задает себе и музыкантам тему –"Море", "Рождение", "Япония" - и фантазирует на глазах у зрителей.

Александр Назаров, художник: "Это не мучения такие – нарисовал-стер, нарисовал-стер. Я ее нарисовал на раз, и она готова, я ее просто повторяю".

По такому принципу строятся и мастер-классы. Кажется, что ничего сложного - ребром ладони вывел горный пейзаж, кончиками пальцев нарисовал цветы.

Совсем иной подход у другого известного мастера – Артура Кириллова.

Артур Кириллов, художник: "Каждый ролик я отрабатываю до автоматизма – меня ночью можно разбудить, и я повторю".

Три года назад офисный работник Кириллов вернулся к своей первой профессии – художник. Нашел в песочной анимации то, что ему так не хватало в классическом искусстве. Адреналин. Когда каждый раз все заново…

Перформанс "Время" Артур готовил три месяца. Это работа не только для художника, но и для режиссера – выстроить композицию кадра, понять – как ложится свет. Книги Норштейна и Хитрука – всегда рядом. "Каждый кадр должен быть "вдруг", "все время удивлять" – это одно из золотых правил, которые можно увидеть на стенах мастерской.

Дальше – актерская составляющая – не только результат, но и каждое движение должно быть красивым. И, наконец, психологический аспект – Кириллов хорошо понимает, что может вызвать эмоции зрителей.

Артур Кириллов, художник: "Свет создает ситуацию, а настроение и нерв создают масштабы. Маленький человечек на огромной планете, или наоборот – большая тетка и маленькая девочка, идущая за руку… Если я в своем творчестве решаю передать настроение тети к девочке, или планеты к маленькому мальчику – так я буду его искать, очень долго. Каждый раз буду говорить – это не то, что я чувствую, чего-то не хватает…"

Речной, морской, московский из карьера, океанский – из дальних стран… Партнера по выступлениям художник выбирает обстоятельно, зато и относится с уважением. "Нарисовано песком – еще само по себе не "ВАУ"", - говорит Кириллов. Этот материал нужно использовать по делу. Например, если важна художественная точность, вы обратились не по адресу".

Артур Кириллов, художник: "Зачем заставлять песок делать плохо то, что другие материалы сделают замечательно. Песок сам по себе очень философский материал, он замечательно передает эмоции, чувства, с помощью метафор, образов, за счет каких-то полутонов…"

На мастер-классе Кириллова – ощущения, что этому легко научиться – не возникает. Элементарно – нарисовать крыло птицы – и то не хватает уверенности движениям.

Красиво в данном случае понятие очень относительное… но чтобы поддержать новичка, мастер предлагает поработать вместе…