12.10.2009 | 10:59

Новое деревянное. Русская архитектура в поисках идентичности

От частных домов до общественных зданий и арт-объектов из дерева – около ста построек ведущих российских архитекторов собраны в рамках одной экспозиции в Музее архитектуры имени Щусева. Сегодня там открывается выставка "Новое деревянное. Русская архитектура в поисках идентичности". Ее главная мысль: изобретать национальную идею в зодчестве не нужно. Ее нужно просто вспомнить и ввести в сегодняшний экологический и эстетический контекст. О вечной актуальности дерева рассказывают "Новости культуры".

Два года назад житель поселка Переделкино Александр Львовский попросил архитекторов Александра Цимайло и Николая Ляшенко построить необычный дом. Он хотел, чтобы внутри были настоящие чудеса XXI века – электронные шторы, пока единственные на всю Москву, вращающийся камин и джакузи, – а снаружи не избушка, конечно, но все-таки деревянная Русь, хай-тековская деревянная Русь.

"Это тактильные ощущения, ощущения аромата, это комплекс ощущений, который абсолютно естественен для человека", – замечает Александр Львовский.

Архитекторы сначала удивились, а потом решили удивить сами. Деревянный дом Александра Львовского в Переделкине не только самый современный, но и самый модный в округе. На втором этаже – настоящий лес, там скоро пойдут грибы.

"Чтобы на втором этаже было ощущение, что мы находимся где-то на природе", – поясняет Александр Цимайло.

"Если посмотреть – проросло уже. Была даже идея, чтобы постепенно это все заросло мхом", – замечает Николай Ляшенко.

"Есть стереотип такой, достаточно устоявшийся, что деревянные дома – это такой "рашн-деревяшн", такой банно-прачечный комплекс", – продолжает Александр Цимайло.

"На наш взгляд, это такая интересная задача изменить этот стереотип", – добавляет Николай Ляшенко.

Деревянный хай-тек – сейчас это самое модное на Западе направление в архитектуре. Недавно норвежцы построили деревянный небоскреб – целых четырнадцать этажей. Знаменитый двенадцатиэтажный дом жителя Архангельской области Николая Сутягина недавно снесли. Его, по словам архитектора Юрия Григоряна, снесли бы в любом случае.

"Связано это, конечно, с пожарными нормами. При всем уважении к тяжелому труду пожарных – я говорю это без всякого подтекста, – это серьезная проблема. Мне кажется, сейчас надо искать пути возвращения деревянной архитектуры в культуру", – убежден архитектор Юрий Григорян.

Сегодня архитектурные шедевры из дерева появляются в России только за городом. Один из арт-объектов называется "Полу-ухо".

"Услышать рассвет, услышать пение птиц, услышать шорохи травы, шаги человека, который идет с другой стороны", – говорит архитектор Владислав Савинкин.

Выставка в Музее архитектуры демонстрирует фотографии домов и арт-объектов, созданных за последнее время для частных заказчиков. Эти дома трудно увидеть, они прячутся за высокими заборами элитных загородных поселков. Церковь Святителя Николая у Соломенной Сторожки доступна всем. За последнее время это самая высокая деревянная постройка в Москве.

Церковь у Соломенной сторожки спроектировал архитектор Шехтель – автор проектов Ярославского вокзала и здания театра МХТ имени Чехова. В конце 1960-х храм Святителя Николая снесли. Десять лет назад были обнаружены чертежи Шехтеля, и церковь решили восстановить.

"Когда сюда в гости приехали финские священники, они очень порадовались, что деревянный храм. В Финляндии это вообще считается самым прекрасным, что только может быть, и они уехать отсюда не могли. Они просто смотрели – какое же чудо, деревянный Храм в Москве!" – рассказывает настоятель храма Святителя Николая у Соломенной Сторожки Михаил Михайлов.

Храм Святителя Николая – это скорее исключение из правил, несмотря на то, что Россия – страна с богатым прошлым деревянного зодчества. А на выставке в Музее архитектуры пеньков от деревьев больше, чем деревянных построек.