23.10.2012 | 19:46

Памятник исчезнувшей цивилизации глазами Ильи и Эмилии Кабаковых

Недавно открывшаяся галерея Red October представляет новый выставочный проект. «Памятник исчезнувшей цивилизации» – глобальная инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых. Этот проект – многолетняя мечта художника увековечить память о том пространстве, в котором он родился, учился и жил. Речь идет о Советском Союзе. Субъективный взгляд Кабаковых на «исчезнувшую натуру» состоит из 140 самостоятельных работ, коллажей и текстов авторов. Инсталляция, уже показанная на Первой Киевской биеннале современного искусства, теперь впервые демонстрируется в Москве. Рассказывают «Новости культуры». 

«Памятник исчезнувшей цивилизации» – это инсталляции в инсталляции. Тридцать семь в одной, самый тотальный и утопичный проект Ильи и Эмили Кабаковых. Все объекты уже были представлены в разные годы, но по-отдельности. Мечта Кабаковых – собрать их вместе и создать огромный подземный музей, почти что бункер с «железным занавесом», без окон и дверей. А пока все это только проект. В центре – архитектурный макет, по периметру – подробное описание каждой инсталляции. Ради оформления этой выставки в галерее даже сделали глобальную перепланировку, следуя концепции Кабаковых.

«Мы отослали все планы этажа, на котором эта выставка проходит, и они сами решали, какие стены должны быть, какие коридоры, а мы максимальным образом воплощали все эти идеи в жизнь», – поясняет галерист, куратор выставки Владимир Овчаренко.

Приехать в Москву на открытие выставки Кабаковы не смогли – поприветствовали собравшихся по видеосвязи. Подробнее рассказать о «Памятнике исчезнувшей цивилизации» доверили молодому художнику Арсению Жиляеву. О каждом макете и чертеже он говорит со знанием дела. Правда, концепцию проекта иногда трактует по- своему.

«Для меня это, безусловно, некая рефлексия, в которой очень много негативного переосмысления – и о критике проекта под названием "Советский союз", и о травмах советской субъективности. Но, с другой стороны, в этой работе много ностальгических моментов, связанных с детством, которые тогда не ощущались как положительные», – говорит художник Арсений Жиляев.

Одну из инсталляций – «Лечение воспоминаниями» – можно считать ключевой в этом проекте. И в целом «Памятник исчезнувшей цивилизации» есть не что иное как воспоминания погружения художника в ушедшую эпоху.

«Художник навязчиво пытается вернуться в свое прошлое и, как в психоанализе, пытается избавиться от тех травм, которые, в общем, сформировали его художественное мировоззрение» – добавляет Арсений Жиляев.

Выставка, почти как машина времени, отправляет в оба конца: не только назад, в прошлое Ильи Кабакова, но и в его будущее – точнее, в будущее пока неосуществленного утопичного проекта художника – то ли памятника, то ли реквиема по антиутопичной модели.