03.07.2012 | 10:23

Сегодня исполняется 75 лет драматургу и режиссеру Тому Стоппарду

Его жизнь похожа на сюжет фильма: он родился в Чехословакии в еврейской семье, которая бежала в Сингапур от нацистов и, проехав через Индию, обосновалась в Англии. В 18 лет Том Стоппард уже начал писать театральные критические статьи и получил известность благодаря своему искрометному юмору. Теперь Стоппарда считают одним из ярчайших драматургов нашего времени. А его интеллектуальные, наполненные цитатами пьесы с философским смыслом пользуются неизменной популярностью зрителей. Сегодня знаменитому драматургу и режиссеру исполняется 75. Рассказывают «Новости культуры».

«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» – дебютная пьеса, парафраз шекспировского «Гамлета». На трагедию датской королевской семьи молодой драматург Том Стоппард посмотрел «другими глазами»: вывел из тени неприметных друзей Гамлета, сделал их главными героями, теперь уже трагикомедии, наблюдающими и принимающими активное участие в разворачивающейся драме. Пьеса имела огромный успех, в конце 80-х когда зашла речь об экранизации – Стоппард сам сел в режиссерское кресло. В первый и последний раз. И хотя фильм оказался успешным, на все последующие предложения Стоппард отвечал отказом, говорил «Это не моя профессия!» Закольцовывать тексты, играть со смыслами и словами, философствовать через призму юмора ему гораздо приятнее, чем кричать: «Мотор!»

Настоящий книгоман, Стоппард с детства предпочитал чтение реальному общению. Мечтал писать, в 17 стал журналистом, работал театральным критиком под псевдонимом Уильям Бут.

«Я хотел быть журналистом, только потому, что меня зачаровывала сама мысль о том, что меня могут напечатать, – рассказывает Том Стоппард. – И неважно, что новости живут только 24 часа. В то время люди в Великобритании очень интересовались театром. Представьте, амбициозный молодой человек, как я, стал думать, что может писать пьесы. Я начал делать это прежде чем понял, что такое театр».

Что такое театр Тома Стоппарда узнали во всем мире. Яркие и остроумные, его абсурдистские пьесы с успехом ставятся на лучших театральных площадках. С Россией у драматурга особые отношения. Впервые он побывал в Москве в 70-х , с середины 2000-х – бывает здесь часто. На протяжении полутора лет неоднократно приезжал на репетиции «Берега утопии», эпохальной трилогии, поставленной Алексеем Бородиным на сцене РАМТа. Стоппард как-то говорил, что для него неважно, где будут идти его пьесы. «Берег утопии» – исключение. Драму о русских вольнодумцах писал с расчетом на то, что она обязательно прозвучит на русском.

«На него, прежде всего, произвел впечатление Белинский, вся его судьба и вслед за ним, конечно же, Герцен, которого он считает естественно в первой десятке европейцев XIX века, – говорит режиссер Алексей Бородин. – И после этого он засел за эти документы, он пять лет провел в лондонской библиотеке, изучая все подлинники, это не такое нахватанное впечатление, он просто знает об этом».

«Роман» сэра Тома Стоппарда с коллективом РАМТа на «Береге утопии» не закончился. В прошлом году в театре зазвучал «Рок-н-Ролл» – драматург сам предложил РАМТу эту свою пьесу. За постановку взялся Адольф Шапиро.

«Обычно я не люблю, когда драматург принимает участие в постановке, – признается Режиссер. – А тут было огромное удовольствие, и работать с ним над текстом для русского варианта спектакля. И видеть какие замечания он делает артистам и просто беседовать с ним по поводу функций той или другой реплики, он хорошо знает театр и требует от него как раз того, что редко требует драматург».

Требовательный, прежде всего к самому себе, Стоппард долго вынашивает замысел очередной пьесы, глубоко погружаясь в историю, уделяя особое внимание нюансам и подтекстам. Живой классик, бунтарь из поколения абсурдистов, мастер парадоксов сэр Том Стоппард не изменяет своим идеалам, не уходит в пафос, проявляет чудеса интеллектуальной эквилибристики и обо всем, будь то революционные волнения середины XIX века, или средневековая трагедия, он говорит с присущим ему чисто английским юмором.