19.10.2009 | 15:07

Дуэт для хаммерклавиров

Необычный концерт прошел в рамках 9-го Международного музыкального фестиваля ArsLonga. Пианисты Юрий Мартынов и Александра Коренева исполнили произведения Моцарта сразу на двух хаммерклавирах. Этот инструмент – предшественник рояля – хорошо знаком меломанам. Однако возможность услышать одновременное звучание двух хаммерклавиров – большая редкость. Рассказывают "Новости культуры".

Перед фортепианным концертом привычно видеть настройщика. Перед концертом на хаммерклавире работает мастер, регулирующий механику. Этот инструмент – уже не клавесин, но еще не рояль, требует особенной заботы. Поэтому ремонтировать его можно несколько раз в день. Хаммерклавир в XXI веке – не хозяин на сцене и хранится в аудитории напротив. Но те, кто исполнят на концерте произведения Моцарта уверены: для этого нужен только хаммерклавир.
Юрий Мартынов, пианист, доцент Московской консерватории объясняет такую уверенность исторической правдой: "Это тот тембр, который слышали авторы, когда писали эту музыку. И на наш взгляд, естественно их использовать".

Александра Коренева и Юрий Мартынов – семейная пара, редко играющая вместе. Хотя сам вид музицирования в четыре руки возник из традиции семейных музыкальных вечеров. Как шутят исполнители, конфликт, разгоревшийся дома, вполне можно уладить на сцене. Хотя бывает и наоборот.
Александра Коренева, пианистка, признает: "На репетициях очень даже можем цапаться. Но не на концерте. Это не значит, что потом не выйдем за кулисы и не наорем друг на друга.
"Наорать не наорем, но выяснить отношения можем, - признает Юрий Мартынова. – Совместное музицирование должно иметь не очень плотный график. Потому что можно испортить отношения".

На хаммерклавире играть труднее, чем на рояле. Сам инструмент меньше, нажатие на педали осуществляется коленями, и, к тому же из-за тонких струн и кожаных молоточков хаммерклавир звучит гораздо тише. В данном случае есть еще одна трудность – ансамбль. Это синхронность при взятии и снятии звука, равновесие звучания, согласование приемов звукоизвлечения, а также передача голоса от партнера к партнеру. Юрий Мартынов неожиданно признается: "Я не очень люблю двухклавирные ансамбли. И, чем больше инструмент, тем сложнее по балансу это выстроить".

Навряд ли ансамблевое музицирование на двух хаммерклавирах станет в России распространенной практикой. Это, скорее, просто любопытно – как сыграть, так и услышать произведения другой эпохи в аутентичном звучании. Рояль, лидер среди клавишных, все же предоставляет исполнителям большую свободу, пусть и звучит не совсем так, как было привычно уху Моцарта. Но сами композиторы всегда мечтали услышать что-то более совершенное, чем хаммерклавир.

Все материалы о фестивале>>