20.10.2009 | 19:38

Самые дорогие лоты осенних торгов "Сотбис" – в Историческом музее

Золотая шкатулка с императорским вензелем, шедевры ювелирного искусства Фаберже, "Казак" Репина и "Подсолнухи" Гончаровой, а также полотна Коровина и Фалька. Произведения русского искусства представлены на выставке в Историческом музее. Это самые дорогие лоты аукционного дома "Сотбис". Перед осенними торгами их привезли в Москву. Для широкой публики выставка откроется завтра, а сегодня первыми экспозицию увидели журналисты. Рассказывают "Новости культуры".

О коллекции императорской семьи не было известно уже почти 91 год.
В 1918 году ее передали на хранение в Шведскую дипломатическую миссию, но в 1920 изменилась ситуация в России, да и наследников престола к этому времени уже не осталось. О коллекции забыли. Фамильные ценности пролежали в наволочках до недавнего времени, пока их случайно не обнаружили в связи с переездом архива. Эти портсигары и запонки делались на заказ лучшими петербургскими мастерами, многие из которых работали у Фаберже. Мастера учитывали вкус императорской четы. Один из самых ценных предметов в коллекции – подарочная шкатулка с инициалами Николая Второго. Предположительно, она предназначалась для сына великокняжеской четы Андрея. Сохранилась даже вложенная в нее записка, подписанная Николаем Вторым.

"Аликс и я просим принять тебя сей маленький сувенир в память этого дня. Ники", – цитирует эксперт Ольга Вайгачева (Лондон).

Все сокровища оказались в хорошем состоянии. Сохранились даже запахи. "Очень интересно, что во многих портсигарах мы нашли остатки табака, что свидетельствует о том, что ими пользовались. И это сигареты фирмы Богданова, в свое время очень популярные", – продолжает Ольга Вайгачева.

Среди американцев не так много коллекционеров русского искусства. Тем не менее, семья Шрайбер еще в 1970-х начала собирать произведения Коровина, Григорьева, Баранова-Россине. Одна из лучших работ коллекции – "Подсолнухи" Натальи Гончаровой.

"Это вещь декоративная, красивая, яркая, очень интересная. Она смотрела на Ван Гога, она сама разрабатывала свой стиль", – говорит эксперт Соня Беккерман (Нью-Йорк).

По-прежнему большой интерес вызывает русский авангард. На выставке представлена картина "Венеция" Александры Экстер, написанная в 1925 году, когда художница эмигрировала во Францию.

"Мне это напоминает венецианское стекло. Если внимательно посмотреть, то видно, как она добавила даже песок в краски под влиянием Пикассо и Брака", – замечает эксперт Джо Викери (Лондон).

Открытием для зрителей станет поздняя работа Фалька "Ландыши в белом молочнике". Вдова художника передала ее родственнику в 1968 году, и он бережно хранил ее все эти годы. Лишь благодаря коллекционерам в целости сохранились работы "Нотр-Дам" Петра Кончаловского, "Лики России" Бориса Григорьева, "У окна" Константина Коровина. Сегодня они обрели вторую жизнь.

Читайте также:
Из коллекции Великой княгини Марии Павловны Романовой