26.10.2009 | 11:45

Картины маслом против компьютерных технологий

Одиночество для современного художника, как и свобода, является осознанной необходимостью. "Одинокие в поисках смысла жизни" – так называется выставка в Московском музее современного искусства, героями которой стали отечественные мастера, чье творчество нельзя отнести ни к одной из школ, направлений и групп. Михаил Шемякин и Наталья Нестерова, Дмитрий Плавинский и Татьяна Назаренко, Юрий Купер и Рустам Хамдамов – каждого отличает подчеркнуто индивидуальный художественный и философский подход к основным вопросам бытия. Впрочем, главное, что объединяет "одиночек", это стремление сохранить живопись как вид искусства. О монтаже экспозиции рассказывают "Новости культуры".

Художники, создающие полотна при помощи кисти и красок, вымрут, как динозавры, считают сегодня некоторые искусствоведы. Кисть и краски все чаще заменяют компьютерные технологии. Остановить эволюцию в искусстве – вот что задумал куратор выставки Игорь Метелицын.

"Я боюсь, что те ребята, которых мы берем в двадцать два года, до тридцати не дотянут, чтобы быть лидерами концептуального искусства. А я старомодный человек. Мне кажется, что художник должен уметь рисовать", – говорит он.

Игорь Метелицын уверен: именно фигуративное искусство – картины в рамах, а не модные инсталляции и видео-арт – войдут в золотой фонд искусства XXI века.

"Сумасшедшее будущее у фигуративного искусства, и эта тенденция осознается сейчас и на Западе", – заверяет куратор.

Художник Юрий Купер выставлялся и на Западе, и в России. По его словам, популярность искусства, использующего современные технологии, подогревают сами галеристы. Художники вынуждены не писать картины, а создавать необычные арт-объекты, чтобы не остаться незамеченными.

"Кураторская система – это не продажа картин, а продажа билетов на выставку. Для того, чтобы продавать билеты на выставку, одними картинами не отделаешься. Потому что народ не будет стоять в очереди. Требуется эпатаж", – поясняет Купер.

Реанимировать технологии прошлого, писать по старинке, как Рембрандт и да Винчи, – по мнению современных российских художников-живописцев, только так можно остановить время, зафиксировать сегодняшний день.

"На свидетельства историков нельзя опираться. Писатели точны, но выражают свои чувства. Только благодаря художникам мы можем увидеть, как выглядели храмы, как были одеты люди, что они делали", – считает художница Татьяна Назаренко.

"Я боюсь, что это поколение, которому сейчас 20-25 лет, ему будет тяжело в пластике работать, потому что у него немножко отбивают вкус к настоящей масляной живописи. Но я думаю, добрая старая кисточка не умрет", – убеждена художница Лариса Наумова.

Нынешняя выставка – это попытка создать заповедник, своего рода "парк Юрского периода", где художники-живописцы чувствуют себя в естественной среде обитания.

"Живой процесс не засушить, а превратить в живую, но, тем не менее, достойную часть огромного здания, которым является история искусства ХХ века", – замечает искусствовед Андрей Толстой.

В рассказе "Сохраняющая машина" американский фантаст Филипп Дик трансформировал партитуры Шуберта и Брамса в когтистых, зубастых животных. Чтобы они смогли себя защитить. Выживут ли сегодня традиционные картины в рамах в экстремальных условиях компьютеризированного мира?

Читайте также:
Валерий Турчин о выставке "Одинокие в поисках смысла жизни"