26.10.2009 | 19:30

Эрмитаж представляет британский "новояз"

Эрмитаж неустанно следит за современным арт-процессом и продолжает знакомить публику с самыми яркими произведениями искусства последних десятилетий. Очередная выставка – тому подтверждение. "Новояз: британское искусство сейчас" – совместный проект Эрмитажа и лондонской галереи Чарльза Саатчи. Как известно, Саатчи имеет репутацию первооткрывателя новых имен в мире контемпорари арт. Среди участников выставки – молодые, но уже известные художники. Рассказывают "Новости культуры".

Михаил Пиотровский разрезал символическую ленточку почти на десяток лоскутков, чтобы раздать на сувениры коллегам из Соединенного Королевства. Именно там были созданы все предметы, которые сегодня выставляют под маркой "британского новояза". Авторы работ – малоизвестные художники, вчерашние выпускники английских арт-школ и эмигранты, приехавшие со всех концов света покорять Туманный Альбион.

"Мы отсмотрели, наверное, несколько десятков тысяч работ, чтобы отобрать эти сорок пять – самых лучших по эрмитажным критериям, интересности, по уникальности – и показать то, чего вообще нет в России", – подчеркивает куратор выставки, заведующий сектором современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков.

Получившуюся коллекцию можно разбить на несколько тем: поп-культура, архитектура и, конечно, дань европейской моде – "органический" продукт. Двухметровую "аллегорию безнадежности" насыпали из карбида кремния – в промышленности им шлифуют алмазы. Паркет не пострадает, уверяют в музее. Тем более, что несколько лет назад этот участок Николаевского зала уже прошел испытание песком в рамках одной из выставок этого проекта.

Сушеные насекомые Тессы Фармер на ближайшие месяцы составят компанию мумии из Египетского отдела Эрмитажа. Чтобы разглядеть их крошечные фигурки, нужно войти в этот летящий рой. И хотя смотрители дают указание – трогать экспонаты нельзя, удержаться, изучая художественное содержание, невозможно.

"Новояз" обещает стать очень востребованной выставкой. Уже в первый день работы к некоторым экспонатам не подойти.

Оказывается, некоторые посетители сами по себе являются экспонатами. Они провоцируют на предсказуемое действие – подойти и встать рядом. Такие инсталляции – визитная карточка группы авторов из Глазго. Быть заметным на фоне коллег по цеху – это, конечно, не самоцель, но, возможно, такой прием позволит художникам стать на шаг ближе к главному призу. В финале проекта выберут наиболее перспективных авторов.

"Это новая форма активного участия в современной художественной жизни. Думаю, что Эрмитажу это удается. Иногда говорят, что музеи должны следить, как идет современный художественный процесс. Я думаю, что мы должны в него немного вмешиваться", – говорит директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Зимой эта выставка отправится в Лондон.