26.10.2009 | 19:40

О роли библиотек в воспитании нового поколения

"Любящее слово и внимание производят истинное чудо просвещения" – так писал о библиотекарях Николай Рерих. Мало кто знает, что среди представителей этой профессии – Бунин, Пришвин и баснописец Крылов. Каждый год в октябре библиотечные работники отмечают свой профессиональный праздник – Международный день школьных библиотек. К сожалению, в последние десятилетия именно эти социально значимые учреждения культуры оказались на положении "бедных родственников", а их сотрудники – в числе самых незащищенных. Чем это может обернуться для самой читающей в мире страны, выяснял корреспондент "Новостей культуры".

За дополнительным материалом по заданной учителем теме ученик скорее пришел бы в Российскую государственную детскую библиотеку, чем в школьное хранилище. В год она покупает до четырех тысяч новых изданий. На этом фоне материального благополучия проблемы школьных библиотек особенно заметны.

Количество книжных полок в небольших залах не увеличивается. Для того, чтобы обновлять фонды, необходимо списывать ветхие экземпляры. Но делать это регулярно и в нужных объемах могут позволить себе немногие библиотеки. Для обычных школьных книгохранилищ такой естественный процесс был бы настоящим разорением.

Средний процент ветхости изданий в городских школах – семьдесят, в сельских районах – все девяносто. Планово книги не покупали уже больше десяти лет. Последним крупным поступлением был так называемый "президентский стотомник". Его получили все библиотеки в 2002 году. С тех пор обновлений почти не было.

"По искусству, по истории книг идет гораздо меньше. Совсем плохо стало по физике, химии, по астрономии. Эта область запущена", – говорит заведующая библиотекой гимназии №1543 Надежда Сорокина.

Проблемы есть и в образовании библиотекарей. Сегодня они являются информационно бедной профессиональной группой, признает Русская школьная библиотечная ассоциация. А должны быть информационными лидерами. Кафедры ВУЗов, которые занимались подготовкой и переподготовкой таких кадров, закрылись после перестройки. Современных и эффективных образовательных программ, которые помогали бы разобраться в новых технологиях работы, почти нет, говорят в ассоциации библиотекарей.

"Двадцать лет назад нас выпускали совершенно другой квалификации, мы работали только с источником бумажным, с книгой", – замечает заведующая библиотекой ЦО Царицыно №548 Лариса Калинина.

Работать в Интернете сотрудников школьных книгохранилищ зачастую учат сами посетители. Под руководством старшеклассников Лариса познакомилась с электронными библиотеками. Как только появилась возможность, она записалась на компьютерные курсы.

"Организована дистанционная школа "Я обучаюсь работать в блоге", и за несколько дней зарегистрировались 580 библиотекарей от Калининграда до Камчатки. Это говорит о том, что мотивация очень высокая", – заверяет президент Российской школьной библиотечной ассоциации Татьяна Жукова.

Библиотекарь не просто выдает книги. Этот человек способен влиять на развитие творческих способностей ребенка. Центр образования Царицыно №548 может послужить образцом того, как должна выглядеть современная школьная библиотека. Но это, скорее, исключение из правил. Три года назад школа стала лучшей в России, и весь полученный грант директор потратил на оснащение книгохранилища. Каждый ученик этой школы имеет доступ к текстам в Интернете, но и в читальном зале ежедневно собирается по семьдесят человек.

"Ах, цифровой век, забыли дорогу в библиотеки! Ну да, забыли те, кто вообще не читал. Так они и в Сети не читают. Мне кажется, что век библиотек еще долог, – говорит директор Российской государственной детской библиотеки Галина Кисловская. – Чем больше ребенок читает книг, тем лучше он ориентируется в цифровом пространстве. Это факт, который доказали наши социологи".

По данным международных исследований образования, подростки России занимают сороковое место в списке из пятидесяти семи стран. Они плохо воспринимают прочитанный текст и не умеют работать с информацией. У сорока процентов семей нет дома ни одной книги. В этих условиях роль школьных библиотек в воспитании интеллектуально здорового поколения очень важна.