27.10.2009 | 13:24

Майя Туровская. Предчувствие будущего

Известный киновед, исследователь творчества Брехта и Тарковского, соавтор сценария знаменитого фильма Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм", лауреат премии "Ника" Майя Туровская называет себя просто "документалистом". "Мне интересно остановленное время", – говорит она и фиксирует в книгах и статьях Москву 1960-х и современный Мюнхен, где живет и работает в последние годы. Сегодня Майя Туровская отмечает юбилей. Рассказывают "Новости культуры".

Про нее можно смело сказать: "Майя Туровская опередила время". Оказываясь всегда на шаг, а то и на два вперед, она угадывала темы, которые будут актуальны на следующий день.

"Она написала книгу "Герои безгеройного времени", когда все только начинали предчувствовать смену вех после оттепели. Она написала книгу о Бабановой, когда было очень важно понять, что такое рубеж 1930-х годов, что такое "любимая актриса Мейерхольда"", – замечает главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей.

Говорят, что в книжных магазинах ее "Бабанову" меняли только на популярного в те времена Пикуля, "Героев безгеройного времени" продавали на черных рынках, а книга "Обыкновенный фашизм" появилась на прилавках лишь спустя сорок лет после выхода одноименного фильма.

""Обыкновенный фашизм" – казалось бы, фашизм. Ну да, обыкновенный, но откуда он рождается, какой он? При том, что за ней стоял опыт войны, которую она прошла семнадцатилетней девочкой. Не на фронте – на фронте был ее муж", – говорит театровед Инна Соловьева.

Картина "Обыкновенный фашизм" вышла на экраны в 1965 году. За первые одиннадцать месяцев проката фильм посмотрели около двадцати миллионов зрителей. Задача, которую знаменитый режиссер Михаил Ромм ставил перед своими соавторами, была выполнена. Потом Майя Туровская скажет: "Ромм был прав, когда, вопреки желанию сценаристов сделать картину элитарной, настоял на так называемой массовости".

Огромный резонанс ленты, по словам Туровской, был вызван тем, что в центре сюжета неожиданно оказались взаимоотношения человека и тоталитарной власти. По этой же причине книга "Обыкновенный фашизм" вышла только в 2007 году. На ее презентации Майя Туровская рассуждала о тех же вопросах.

"Она за тридцать лет до цифровых революций привела в искусство цифровые, постиндустриальные технологии, которые представляют все процессы, мотивации, интриги, индивидуальные желания, из которых оно соткано", – рассказывает Даниил Дондурей.

В 1989 году именно Туровская организовала первый в СССР ретроспективный показ "Кино тоталитарной эпохи", в 1995 году выступила инициатором известной выставки "Москва – Берлин".

"У нее была замечательная натура. Она действительно ставила вопросительный знак, когда ей было интересно. Она многого не знала, но хотела узнать. Ей страшно нравилось, что в искусстве и в жизни очень многое неоднозначно", – замечает Инна Соловьева.

Майя Туровская и сегодня читает лекции, пишет сценарии, ездит на фестивали, завершает большую работу о Книппер-Чеховой и по-прежнему избегает однозначностей. Туровской до сих пор интересно видеть лицо и в негативе, и в позитиве.