27.10.2009 | 13:58

Одинокие художники за фигуративное искусство

Выставка в Музее современного искусства объединила бывших бунтарей-нонконформистов, героев бульдозерных выставок, умеренных метафористов-семидесятников "левого МОСХа" и участников выставок либеральных, но вполне официальных. У каждого мастера того или иного направления есть свой живописный ответ на главные вопросы бытия. Их объединяет и позволяет находиться в одном экспозиционном пространстве попытка сохранить живопись как вид искусства. Репортаж "Новостей культуры" с открытия выставки "Одинокие в поисках смысла жизни".

Однажды Юрий Купер на вопрос, должен ли художник быть одиноким, ответил: "Должен, но многие прикидываются". Тем не менее, трудно представить живописца, который не любит оставаться наедине с холстом. "Одинокие в поисках смысла жизни" – это еще и название книги Валерия Турчина, которая посвящена мастерам фигуративного искусства.

"В этом жанре остались смелые и одинокие, которые хотят внешне традиционными средствами – кистью, цветом, формой – продолжить вечную тему классического искусства", – говорит художник Лариса Наумова.

О закате фигуративного искусства некоторые специалисты заговорили еще в 1990-е годы. Тем не менее, художники, чьи работы представлены на выставке, не изменили свох взглядов и предпочитают говорить со зрителями на понятном им языке. На выставке нет похожих друг на друга работ. Хамдамов и Плавинский, Купер и Ситников, Шемякин и Целков, Нестерова и Назаренко. Каждый мастер ищет собственные приемы художественной выразительности. Свой вариант "Незнакомки" предлагает Ольга Булгакова.

"В первую очередь мне интересна передача геометрии этого сюжета. Образ, который разложен на геометрические мотивы, и превращение этой геометрии в плоскостной какой-то образ", – поясняет Ольга.

Художники на распутье. Происходит смена эпох, ценностей. Пока актуальные художники играют со смыслами, мастера фигуративного ищут его. Михаил Одноралов пытается соединить в одном пространстве прошлое, настоящее и будущее.

"Это образы людей, взятых с пасхальных открыток, и девочка-беспризорница. Они выражают пограничную ситуацию. Это и старое, и уже свершившееся", – говорит Михаил.

Галерист Игорь Метелицын предпочитает собирать фигуративное искусство. Он не боится показаться старомодным и остаться в одиночестве. Главное, волнуют его картины или нет. Недавно Метелицын открыл еще одно имя – Лев Межберг, который последние годы жил в Америке. Художник предпочитал белый цвет. Его картины рельефны и кажутся вылепленными из гипса.

"Это очень хороший художник. У него крепкая советская школа, что для меня является комплиментом", – замечает Игорь Метелицын.

Этих художников жизнь раскидала по разным странам. Они ищут смысл жизни и свою философию, чтобы однажды встретиться на выставке и хоть на время забыть про одиночество.

Читайте также:
Картины маслом против компьютерных технологий

Валерий Турчин о выставке "Одинокие в поисках смысла жизни"