29.10.2009 | 12:49

Фестиваль "Сезон Станиславского" откроется спектаклем Гинкаса

Фестиваль "Сезон Станиславского" - любимое время года столичных театроманов. И чем необычнее погода в этом "сезоне" – тем лучше. Программу Пятого форума, который стартует сегодня, критики уже успели назвать "Парадом неожиданностей". В афише доминирует хрестоматийная классика - от Достоевского до Брехта. В списке участников – мастера, которых трудно заподозрить в традиционности трактовок, от Някрошюса до Бутусова. Право открыть парад получил Кама Гинкас. Его новая работа "Медея" будет показана сегодня вечером на сцене Московского театра юного зрителя. На генеральном прогоне спектакля побывали "Новости культуры".

Они уже понимают друг друга на уровне жестов и звуков. Это только кажется, что "Медею" репетируют долго – спектакль готов уже давно. Ждали декорации – они здесь сложные, дорогостоящие и существенно важные.

Кама Гинкас, режиссер: "Для меня важно, чтобы в современной среде какого-то заброшенного, полуразрушенного, полуказарменного здания, которое затопила вода, в которое врос какой-то бугор… в таком пространстве вынуждена жить бывшая царица Медея со своими детьми и кормилицей".

Это мрачное пространство то ли кухня коммуналки, то ли мифологические горы и реки.… В парадоксальной смеси времен, мест и мыслей авторов, которую замешал Гинкас, возникает современная "Медея", отличная от древнегреческой. Во что превращается измена, насколько сильна любовь и безжалостна ревность – Гинкас поэтизирует человеческие рефлексы и инстинкты с помощью Луция Сенеки, Жана Ануя и Иосифа Бродского.

Кама Гинкас, режиссер: "Тяжело, конечно, очень. Потому что драматургия очень сложная, потому что персонаж очень сложный, стиль очень сложный, потому что это абсолютно полунатуралистическая пьеса, которая переходит в гекзаметр, переходит в стих современный и возвращается опять назад к посконной прозе – приземленной, жесткой, и опять возвращается к философии и поэзии".

Четверо актеров вот уже полгода репетируют "Медею". И на каждой репетиции для каждого участника процесса появляются все новые и новые краски их образа.

Игорь Гордин, заслуженный артист России: "Интересен иной способ существования на сцене, который мы нашли вместе с Камой Мироновичем, за который он ухватился – нетеатральный способ полубытового доверительного разговора".

Игорь Ясулович говорит, что учиться работать с подлинным языком драматурга на сцене, будь то ямб, хорей или гекзаметр – необходимо. Освоив настоящий ритм и слог, становишься ближе к автору.

Игорь Ясулович, народный артист России: "Важно уметь сделать поэтическую речь живой, но оставаться в этих рамках…"

Работа с таким синтетическим материалом, когда одни аллюзии рождают другие, когда прямолинейный пафос древнегреческой трагедии превращается в гармонию высокого и низкого – это первый и очень любопытный опыт для Гинкаса и его команды.

Читайте также: Елена Дьякова о фестивале "Сезон Станиславского"