29.10.2009 | 19:36

Бахрушинскому музею – 115 лет

115 лет назад Алексей Бахрушин впервые представил собранную им коллекцию предметов, связанных с историей русского театра. Почти два десятилетия доступ к ней имели только избранные, но после череды выставок, в том числе и зарубежных, собрание передали в ведение Российской академии наук. Музей пережил революцию и мировые войны, распады империй и эпоху безвременья. Сегодня он имеет восемь филиалов. По залам основного здания – особняка на улице Бахрушина – прошлась корреспондент "Новостей культуры".

Особняк был построен по специальному проекту московским архитектором Гиппиусом – специально с учетом размещения в этом здании коллекции Бахрушина.

Сначала Алексей Бахрушин разместил собрание на цокольном этаже своего особняка, но со временем его семье пришлось потесниться – экспонаты появились и в жилых комнатах. Музей всегда оставался на своем историческом месте, но в его истории были непростые времена.

"Интерьеры в годы советской власти, особенно в 1950-е годы, серьезно пострадали. Сейчас мы думаем о серьезной реставрации этих интерьеров. Не пострадали только интерьеры главного входа, главной лестницы", – рассказывают в музее.

В 1894 году Бахрушин впервые продемонстрировал свою коллекцию. Тогда о ней узнали только театралы. К делу Бахрушина относились с особым трепетом, и это помогло спасти коллекцию в годы революции.

"Благодаря усилиям поколений музейных хранителей коллекция существенно возросла. На сегодняшний день, как вы знаете, она относится к крупнейшим музейным собраниям Российской Федерации и включает более полутора миллионов предметов", – замечает генеральный директор музея Дмитрий Родионов.

Мемориально-вещевой отдел один из самых крупных – около десяти тысяч единиц хранения. Это костюмы, нумизматика, фарфоровые статуэтки, скульптуры, начиная с XIX века. Большой архив личных вещей Лепешинской, Шаляпина, Плисецкой.

Многие предметы – особенно скульптуры – требуют реставрации. Недавно восстановили проект памятника Гоголю с персонажами. Работа скульптора Ленского. "Были многочисленные утраты деталей, отбиты фрагменты", – говорят сотрудники.

На сегодняшний день у музея есть два основных источника поступлений: покупки за счет бюджетных средств и личные дары. Самые значительные поступления последних лет – это документальные архивы.

"Это архив балетмейстера Гусева, архив Галины Сергеевны Улановой, балерины, архивы Папанова, Ширвиндта, Сличенко", – поясняет главный хранитель музея Ирина Гамула.

Совсем недавно в музей пришло письмо от человека, который рассказал о любви своего дяди и актрисы Веры Комиссаржевской. "Собирал все, что было связано с жизнью этой удивительной актрисы. Вы видите, вот тут марки какие-то, и вот подарок самой Веры Федоровны. Это такой медальон, которым мама благословила ее на сцену", – добавляет Ирина Гамула.

Все эти уникальные экспонаты – постоянные участники выставок, которые проходят и в самом музее, и на других площадках.