29.10.2009 | 19:39

Ольга Пыжова: "Надо строить образ по кирпичикам"

Мерилом таланта учителя служат успехи его учеников. Тихонов, Мордюкова, Куравлев, Федосеева-Шукшина и еще десятки известных имен составили послужной список Ольги Ивановны Пыжовой, многие годы преподававшей во ВГИКе и ГИТИСе. Сегодня исполнилось 115 лет со дня рождения великой МХАТовской актрисы и педагога. Рассказывают "Новости культуры".
Дворянка в театре – высший свет был в шоке, когда молоденькая Ольга Пыжова подалась во МХАТ без специального образования. Она всему научилась у своих театральных учителей и партнеров.

"Она играла вместе со Станиславским, была его партнершей в одной из блистательных работ Гольдони "Трактирщица". Он играл кавалера, она трактирщицу, так что она была с такой школой!" – говорит народная артистка России Татьяна Конюхова.

Все ее звездные роли были в театре, в кино она сыграла лишь одну большую роль – мать Ларисы Огудаловой в "Бесприданнице" Якова Протазанова. Довольно рано она покинула сцену и вместе с мужем Борисом Бибиковым начала преподавать. Упоминание об их мастерской можно встретить в каждой второй известной актерской биографии.

Даже половина актерского состава знаменитой "Молодой гвардии", включая Тихонова и Мордюкову, вопреки расхожему мнению, была не с Герасимовского курса, а из мастерской Пыжовой-Бибикова.

"Она часто произносила такую фразу: "Талант – от Бога, а все остальное – работа. И когда я могу сказать о своем ученике – хорошо работает, я самый счастливый человек". Вот она так оценивала, она следила за своими учениками до последнего момента", – продолжает Татьяна Конюхова.

"Она очень много классике нас учила: читать, читать... Мы все невежественные, безграмотные, и как бы ни хотелось утром спать, мы должны были ходить на лекции по истории кино, истории театра", – вспоминает народная артистка РСФСР Лидия Федосеева-Шукшина.

Она давала своим студентам классическое МХАТовское образование. Система Станиславского для Пыжовой и Бибикова была основой основ.

"Они все время говорили: "Надо строить образ по кирпичикам – пластика, пауза, голос – то, другое...". Это была одна из лучших школ и мастерских", – рассказывает режиссер, народная артистка России Светлана Дружинина.

"Трудное надо сделать привычным, привычное – легким, легкое – прекрасным. Вот это, я думаю, наказ для всех", – подчеркивает Лидия Федосеева-Шукшина.