25.05.2018 | 19:35

"Инновация как художественный прием". Необычная выставка в Эрмитаже

«Инновация как художественный прием» - выставка под таким названием открылась в Эрмитаже. Экспозиция - часть культурной программы Петербургского международного экономического форума. Алексей Комаров продолжит.

Он управляется с молотком так же легко, как и с формулами. Эти работы нобелевский лауреат по физики Константин Новоселов создал из того самого графена, за открытие которого ему и вручили премию. На картинах - структурированный текст из абстрактных иероглифов. Его даже можно расшифровать, используя универсальный метод научного познания. Правда, получить это новое знание человек должен самостоятельно.

«Основная проблема для ученого - получить новое научное знание. Нас учат, как делать физику, но как создать что-то новое научить невозможно», - говорит лауреат Нобелевской премии по физике 2010 г. Константин Новоселов.

А вот этот предмет – «деревянное зеркало», хотя с виду и не скажешь. Вообще на этой выставке всё не то, чем кажется. Оно тоже способно отражать человека. С его помощью Даниэль Розин исследует границы между цифровым и аналоговым мирами, между порядком и хаосом. Для Даниэля было важно, чтобы зритель, который пришел на выставку, не просто увидел произведение, а сам участвовал в его создании. Пока деревянные пиксели неподвижны. Но стоит сделать шаг - они оживают. Появляется изображение.

«Человек просто стоит напротив моих пикселей и сам становится таким же пикселем. В реальности этого изображения не существует. Оно появляется по приказу. Это только механические квадратики и компьютерная программа. Но это не имеет значения, изображение рождается, когда к нему подходит человек. В этом произведении где-то 50 процентов от меня и 50 процентов от самого человека», - рассказывает художник Даниэль Розин.

Это, без преувеличения, самая технологичная выставка в Эрмитаже. Искусствоведы называют такое направление современного искусства на стыке технологий, научного и художественного метода познания - science art.

«Я не знаю, как будет развиваться искусство на стыке технологий. Мы как раз это проверяем. Технологии совершенны. Робот не ошибается. Главное, чтобы мы не забывали человека. И понимали, что человек с его недостатками - самое главное», - считает директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

На основе этих человеческих недостатков Кевин Абош и создал серию работ «Я – монета». В мире миллионы забытых электронных кошельков. Эту идею и использовал художник. На пяти мешках собственной кровью и чернилами он напечатал уникальный блокчейн-адрес, на который перевел 100 криптомонет. Приватные ключи Кевин не сохранил. Поэтому кошельки, можно сказать, мертвы. Кроме science art на выставке также представлены работы, созданные художниками совместно с научными центрами. Вот картины, вдохновленные биоинженерными технологиями.

Увидеть, как выглядели бы люди, если нейросеть имплантируют в человеческий мозг, пройти через цифровые джунгли или стать одним из художников этой выставки можно до 3 июня в верхней галерее манежа Малого Эрмитажа.

Новости культуры