31.10.2009 | 22:07

Рок-группа и симфонический оркестр – "за" и "против" творческого союза

Нынешняя осень в России урожайна на совместные рок-симфонические проекты. Юбилей группы "Воскресение", мини-гастроли по России Джона Лорда – бывшего музыканта "Deep Purple". Накануне группа "БИ-2" отработала концерт вместе с Симфоническим оркестром МВД России. Начало подобных проектов относится к 1960-м годам. Первыми, конечно же, были "Beatles", затем гремели "Kiss" и Мельбурнский симфонический, "Scorpions" и Оркестр Берлинской филармонии. И все же такие выступления по-прежнему считаются исключением из правил. "За" и "против" подобного музыкального союза – в специальном репортаже "Новостей культуры".

На репетиции в ожидании двух солистов 65 музыкантов отрабатывают не совсем привычные для симфонического оркестра партии. Строго говоря, это не репетиция, а "саунд-чек". Терминологией овладеть гораздо проще, чем совладать с эмоциями.

Кажется, это совсем не их территория – расположиться симфоническому оркестру на клубной сцене практически невозможно. Да и в зале соберется совсем не их аудитория, которая нечасто, а может и вовсе впервые, услышит скрипку или виолончель вживую. Впрочем, и рок-музыкантам в таком окружении тоже непросто.

Дирижер Феликс Арановский считает это действо чем-то вроде культпросвета. Он до сих пор вспоминает свои первые шаги на этом извилистом пути.

"Я не помню, где это было. Я выхожу, поклонился – шум. Я поворачиваюсь – шум, поднимаю руку – шум, свист. Я дождался, пока более-менее стихнет, махнул палочкой, заиграла арфа. Там такая роскошная гармоническая тема у струнных – и зал замолчал, и молчал уже до самого конца. Вот так мы победили", – рассказывает дирижер.

История таких побед на мировом уровне начинается с "Beatles". Они первыми решились на подобный синтез. В конце 1960-х выразительными средствами из арсенала классики пользовались "Deep Purple". В 1980-х наступил перерыв, связанный с эрой электронной музыки, который прервал Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье с их триумфальной "Барселоной".

Настоящий ажиотаж в союзе рока и классики начался после "Metallica". Девятый альбом культовой группы вышел совместно с Симфоническим оркестром Сан-Франциско.

"В этом нет ничего нового. Сама по себе музыка вышла из оркестра, и случился момент, когда некоторые инструменты из оркестра стали соединяться в квартеты, квинтеты и стали называться группами. Никаких открытий с нашей стороны не произошло. Мы использовали хороший опыт", – поясняет Лева БИ-2.

В 2003 году "БИ-2" начали сотрудничать с Симфоническим оркестром МВД – тогда еще Оркестром Налоговой полиции. С тех пор музыканты сыграли десятки концертных программ и записали около тридцати композиций.

"Здесь очень большая ответственность. Вы послушайте, песни зазвучали по-другому. Изначально хотели, чтобы это был рок-н-ролл или трип-хоп, как "Portishead". Но решили обратиться к 1970-м, к советской эстраде", – говорит Шура БИ-2.

В этом проекте важно, что Шура и Лева выступают как вокалисты. Рев гитар не заглушает симфонический оркестр, ведь в соревновании децибел неизвестно еще, кто победит.

Таких примеров, когда симфонический оркестр практически не слышно за партией гитар или ударных, сколько угодно. К тому же, далеко не все рок-музыканты считают подобный синтез интересным и необходимым.

"Отсутствие идей вынуждает людей искать новые средства выражения и новые содержания. Мы действуем так: три гитары, две трубы, вокалисты и стихи. Пока наша форма работает", – говорит лидер группы "Ляпис Трубецкой" Сергей Михалок.

Группа "Billy's Band" впервые попробовала играть с симфоническим оркестром на одном из так называемых сборных концертов. До самого выступления было всего две репетиции.

"Я думаю, это очень хорошо, когда музыканты разных жанров могут говорить на одном языке", – замечает вокалист группы "Billy's Band" Билли Новик.

Даже маэстро Федосеев успел потрудиться на благо рок-музыки – выступая вместе с Юрием Шевчуком. Руководитель БСО считает, что в данном вопросе определяющим моментом является только одно: талант музыканта.

"В каждом жанре есть талантливые и не талантливые. Это искусству дает обострение ощущения современной музыки", – заверяет Федосеев.

Тем временем 65 оркестрантов на тесной клубной сцене, похоже, получают настоящее удовольствие, как и два солиста.