31.10.2009 | 22:13

Степан Исаакян: "Самое главное – любить животных"

Цирковые номера дрессировщика Степана Исаакяна всегда отличала четко продуманная драматургия и очень талантливые артисты. Исаакян отдавал предпочтение экзотическим животным. Он первым вывел на арену бегемотов, которые ранее считались "нецирковыми". В 1950-х – 1970-х имя Исаакяна не сходило с цирковых афиш не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Сегодня знаменитому дрессировщику исполнилось 90 лет. Рассказывают "Новости культуры".

Трюк с бегемотами очень труден для выполнения, ведь эти животные не могут ходить по неустойчивой поверхности. Впрочем, для Степана Исаакяна, кажется, нет ничего невозможного. В цирке он начинал с каскадерских трюков "мотоциклиста-вертикальщика" – освоил его за неделю. Потом ему неожиданно предложили стать дрессировщиком. "Я не был готов к этому аттракциону", – признается он.

Три дня раздумий – и Степан Исаакян уже читал книги по дрессуре, но ни в одной из них не обнаружил информации о бегемотах – именно этих животных он особенно любил. Именно тогда будущий дрессировщик решил: в его номерах будут выступать только экзотические животные. Его первый бегемот – Манук, по-армянски – "малыш". Потом были антилопа Туман, зебра Мальчик, экзотические птицы и змеи.

Его зверей настолько любила публика, что в цирке Исаакяну стало тесно. Вместе с режиссером Геннадием Бабушкиным он снял фильмы с животными в главных ролях – "Украли зебру", "Новые похождения Дони и Микки". Их знал, наверно, каждый ребенок в советской стране.

Впрочем, на долю Степана Исаакяна выпало и немало трудностей. В цирк он пришел после войны и тяжелейших ранений. Тринадцать из них получил, когда доставлял сверхсекретную почту командарму Буденному. Несмотря на ранения, боевое задание Исаакян выполнил. "Из рук Буденного получил красную звезду", – замечает он.

Однажды на гастролях в Ялте бегемот Манук очень сильно травмировал своего дрессировщика. Перед выступлением животному положено сутки находиться в воде, но местный директор цирка попросил дать представление в день приезда. На отдых было отведено всего шесть часов. Исаакян сразу понял: бегемот раздражен.

"У него крутилась голова, а я стою. Он схватил меня, клык прошел сюда и сюда, гематома была под сердцем", – рассказывает народный артист СССР.

После этого случая Степан Исаакян пролежал в больнице полгода, но больше никогда не повторил такой ошибки. "Все думали, что я сдам его. Нет. Помирились!" – добавляет дрессировщик.

Дома у него повсюду бегемоты – игрушки, статуэтки, есть даже ручные работы в единственном экземпляре – точные копии Манука и Шамана. "Студенты пришли ко мне в Ленинграде в цирк и слепили", – рассказывает он.

Степан Исакович и сам талантливый художник. Он проиллюстрировал свою книгу "Арена и жизнь", в 1969 году освоил чеканку. Его работы – около полусотни – участвовали в выставках. "Вот этот эскиз я делал на партийном собрании", – показывает мастер.

За десятки лет своей карьеры Степан Исаакян вывел безусловную формулу успеха дрессировщика. "Самое главное – любить их, но строго держать, да".